Предметы

Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию

Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию — одна из самых массовых среди предметных олимпиад. Она ежегодно входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ. Успешное участие в Олимпиаде открывает для старшеклассников двери на ведущие социогуманитарные образовательные программы СПбГУ и в другие престижные университеты России.

Санкт-Петербургский государственный университет впервые провел Олимпиаду школьников по обществознанию в 2006 году. Цель — распространение и популяризация достижений общественных наук, развитие познавательных и творческих способностей школьников, отбор наиболее талантливых, творческих и одаренных старшеклассников, способных рассуждать и решать нестандартные задачи и заинтересованных в получении качественного гуманитарного образования в ведущих вузах России. Проводя Олимпиаду, Университет стремится дать возможность принять участие максимально большому числу учащихся.

Традиционно Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию проводится Факультетом социологии, Экономическим факультетом, Институтом философии, Факультетом политологии и Юридическим факультетом. В состав Методической комиссии и Жюри приглашаются ведущие ученые и преподаватели СПбГУ. Привлечение специалистов различных отраслей социогуманитарной сферы позволяет включать в тестовые задания Олимпиады широкий спектр вопросов, связанных с современными общественными явлениями и процессами. Высококвалифицированные преподаватели формулируют задания таким образом, чтобы каждый участник смог раскрыть потенциал и проявить интеллектуальные способности.

Обществознание — предмет, содержащий немало дискуссионных вопросов, требующих детального осмысления и методологической проработки. По этой причине в СПбГУ регулярно проводятся встречи с учителями и методистами, на которых обсуждаются вопросы из олимпиадных заданий прошлых лет; очерчивается круг обществоведческих проблем, стоящих перед современной школой как пространством, где должна вестись подготовка не только высокообразованных, но и высококультурных людей. Таким образом, Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию сегодня выступает одним из важнейших связующих звеньев между средним и высшим гуманитарным образованием.

Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию — Ваш интеллектуальный трамплин в профессиональное будущее.

Участвуют учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  1. Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Школьный словарь по обществознанию. 1-11 классы. — М., 2010
  2. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию. 11 класс. — М., 2011
  3. Обществознание: Учеб. Пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей: в 3 т. /под ред. Е.А. Кащеевой, М.В. Пашкова, А.И. Стребкова. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб, 2011
  4. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. — М., 2010
  5. Олимпиада по обществознанию в Санкт-Петербургсокм государственном университете в 2012-2014 годах. Методические указания и перечень заданий / А.В. Алейников и др.; под ред. М.В. Пашкова и С.Д. Савина. — СПб, 2014
  6. Обществознание: методические указания / Под ред. Алейникова А.В., Пашкова М.В., Миронова Д.В. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2017
  7. Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Обществознание: учеб.-метод. пособие / Под ред. Алейникова А.В., Пашкова М.В., Миронова Д.В. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2018

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по социологии

Олимпиада школьников СПбГУ по социологии — междисциплинарная социогуманитарная Олимпиада, выстроенная в рамках профиля «Социология».

С 2011/12 учебного года она входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ. Успешное участие в Олимпиаде открывает для старшеклассников двери на ведущие социогуманитарные образовательные программы СПбГУ и в другие престижные университеты России.

Специфика Олимпиады школьников СПбГУ по социологии проявляется не в объединении отдельных вопросов по обществознанию и отдельных вопросов по истории, а в междисциплинарном характере самого типа задания.

Большинство заданий Олимпиады являются оригинальными и не имеют аналогов в российских интеллектуальных конкурсах старшеклассников. Элемент нестандартности позволяет участнику Олимпиады показать не только знания, но и эрудицию, сообразительность, развивают навыки аналитического мышления.

Олимпиада по социологии позволяет школьнику провести ревизию ранее изученного материала, развивает его научное воображение (умение «догадываться», а не «вспоминать»), способности к анализу и абстрактному мышлению, расширяет социальный кругозор.

В самих заданиях содержится много полезной информации (это объясняет большой объем текста в варианте), что позволяет характеризовать Олимпиаду как развивающую для каждого из участников. Онлайн-формат первого тура открывает участникам просторы для реализации и развития собственных «soft skills» (универсальных навыков) на практике, таких как самоорганизация и планирование самостоятельной работы.

Олимпиада не только инструмент работы с одаренными детьми, но и способ выявления и развития их способностей.

Задания Олимпиады нацелены на формулировку собственного подхода участника к решению сложных социальных проблем, выявлению закономерностей социально-исторических процессов, понимание эволюции социальных институтов. Члены Методической комиссии и Жюри олимпиады — ведущие ученые, преподаватели Факультета социологии и Института истории СПбГУ, а также учителя высшей категории средних школ Санкт-Петербурга.

Участвуют учащиеся 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • История Отечества. Справочник для школьников и поступающих в вузы. ФГОС. Автор Л.А. Кацва.- М.: АСТ-Пресс, 2018
  • История России до 1917 года: учебник для академического бакалавриата. А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. (Под. ред. Л.В. Милова). Т. 1–3. М., 2008
  • История России с древнейших времен до наших дней (IX — XXI вв.): курс лекций / Отв. ред. Ю.В. Тот; ред.-сост. Н.Л. Кузнецов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013
  • История России. Учебник. 4 издание, переработанное и дополненное. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • Новейшая история России 1914–2002. (Под. ред. М.В. Ходякова). М., 2004
  • Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012
  • Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012
  • Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Социология: методические указания / под ред. Е. Г. Мельникова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2018
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2019. Социология: методические указания / под ред. Е. Г. Мельникова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2019
  • Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015
  • Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: символы, контуры, знаки. СПб., 2008
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX в.). М., 1994
  • Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
  • Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.). Т.1, 2. СПб., 2003
  • Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. 2-е изд., испр., доп. М., 2012
  • Миронов Б.Н. Историческая социология России. СПб., 2015
  • Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х томах.СПб., 2015

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по праву

Основная цель Олимпиады — выявление и развитие интереса к научно-исследовательской деятельности в области права, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в том числе в Санкт-Петербургском университете.

История

Идея подготовки юристов в Санкт-Петербургском государственном университете принадлежит Петру Великому. 22 января 1724 года именным указом император учредил в Санкт-Петербурге Академию наук и Санкт-Петербургский университет. Сегодня Санкт-Петербургский университет является одним из старейших и крупнейших в России образовательных центров подготовки юристов. Преподаватели и выпускники Санкт-Петербургского университета — признанные специалисты в своих областях, занимают самые высокие посты в крупнейших компаниях России и Европы, а также в органах государственной власти.

Университет имеет многолетний опыт проведения конкурсов и олимпиад для школьников по праву. С 2003 по 2007 год Санкт-Петербургский университет выступал головным вузом по организации и проведению Региональной олимпиады вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи по обществознанию. В 2007 и 2008 году в Санкт-Петербургском университете проводилась Олимпиада по обществознанию с профильным разделом по основам права.

Олимпиада школьников СПбГУ по праву проводится с 2009/2010 учебного года. Тогда в ней приняли участие 378 школьников из 27 субъектов Российской Федерации. В 2011/2012 учебном году Олимпиада была включена в Перечень олимпиад школьников, а затем получила высший I уровень.

Олимпиада по праву проводится для школьников 7-9 и 10-11 классов. Участники Олимпиады должны суметь продемонстрировать как знание основных нормативно-правовых актов российского законодательства, так и умение логически мыслить, рассуждать и правильно выстраивать письменное изложение ответов на предлагаемые задания.

В рамках проведения Олимпиады для ее участников организуются профориентационные встречи (в том числе онлайн-лекции) с учеными и преподавателями СПбГУ, работающими в различных областях юриспруденции. В состав методической комиссии Олимпиады по праву входят представители различных кафедр СПбГУ (гражданского права, уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, конституционного и административного права, трудового и социального права и других).

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  1. Обществознание: курс лекций / под ред. Д. И. Луковской и Е. Б. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
  2. Моисеев Е. Г. Обществознание: учебное пособие / под ред. К. А. Бекяшева. М.: Проспект, 2015. Обществознание: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.
  3. Обществознание: учебник для вузов / под ред. Б. И. Федорова. М.: Юрайт, 2015.
  4. Основы государства и права: учебное пособие / под ред. А. В. Малько. М., 2010.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по экономике

Основная цель — поиск школьников из числа будущих абитуриентов, целенаправленно выбравших в качестве сферы своих интересов экономическую науку и склонных к творческому подходу в решении поставленных перед ними задач.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по экономике была основана в 2001 г. Первоначально для олимпиады была выбрана очная форма проведения в три этапа. Первый этап заключался в написании работы по предметам обществознание и математика. Эта работа состояла из открытых и закрытых вопросов по обществознанию (1/3), а большую часть (2/3) составляли вопросы и задачи по экономике, а также задачи по элементарной математике. Второй этап заключался в написании сочинения на экономическую тему. На третьем заключительном этапе выполненные работы и написанное сочинение защищались участниками. Целью данного этапа было определение того, насколько самостоятельно эти работы были написаны участниками.

В последние годы Олимпиада школьников СПбГУ по экономике проводится в два этапа: отборочный этап - в заочной форме, заключительный этап - в очной. Отборочный этап представляет собой тест, состоящий из 10 закрытых вопросов по экономике с выбором правильного ответа и четырех задач. В 2021/2022 учебном году были внесены существенные изменения в типы и содержание заданий заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по экономике. Теперь заключительный этап представляет собой три творческих задания и три задачи. Задания Олимпиады охватывают вопросы по микроэкономике, макроэкономике, финансовой математике, логике, основам маркетинга и менеджмента различной сложности.

В 2020/2021 учебном году заключительный этап Олимпиады школьников из-за пандемии впервые проводился в дистанционном формате. В текущем учебном году также было принято решение проводить заключительный этап Олимпиады в дистанционном формате.

Концептуальные основы Олимпиады школьников СПбГУ

  1. Формирование у учащихся понимания экономической теории как основы анализа и функционирования экономической системы.
  2. Формирование понимания экономических процессов.
  3. Развитие у участников навыков самостоятельной работы с источниками.
  4. Повышение у учащихся интереса к исследовательской деятельности в области экономических наук.
  5. Развитие умения обрабатывать информация, определять различные экономические процессы и соотносить предоставленные данные с фактической экономической ситуацией с помощью различных типов задания.
  6. Дифференциация участников в зависимости от класса.

Методическая комиссия Олимпиады ежегодно обновляет задания, работает над совершенствованием методический базы и критериев оценивания, проводит информационно-методические мероприятия среди школьников и учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других городов.

Участвуют учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. – 5–е изд. – СПб.: Питер, 2012.
  2. Автономов В.С. Экономика: базовый уровень. 10–11 классы. – М.: Вита–Пресс, 2020.
  3. Аджемоглу Д., Робинсон Д.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. – М.: АСТ, 2020.
  4. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике. От простых до олимпиадных. Пособие для 10–11 классов. – 9–е изд. – М.: Вита–Пресс, 2018.
  5. Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  6. Бойко М.В. Азы экономики. Что такое экономический пирог и с чем его едят. – М.: АСТ, 2021.
  7. Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. – М.: «Юнайтед–Пресс», 2012.
  8. Диксит А. Микроэкономика. Очень краткое введение. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
  9. Истерли У. В поисках роста: Приключения и злоключения экономиста в тропиках: пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006.
  10. Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике: учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10–11 классов. – М.: Вита–Пресс, 2014.
  11. Киреев А.П. Экономика: 10–11 класс (углубленный уровень). – М.: Вита–Пресс, 2018.
  12. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами. – М.: Проспект, 2021.
  13. Койл Д. ВВП: краткая история, рассказанная с пиететом. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.
  14. Котлер Ф. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете / Ф. Котлер, Х. Картаджайа, А. Сетиаван; [Перевод с английского М. Хорошиловой]. – М.: Эксмо, 2021.
  15. Котлер, Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – 15–е изд. – СПб.: Питер, 2018.
  16. Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономикс. – СПб.: Питер, 2011.
  17. Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь. – М.: Изд–во Института Гайдара, 2012.
  18. Ландсбург С. Теория цен и ее применение. – М.: Изд–во «Дело» РАНХиГС, 2018.
  19. Липсиц И.В., Савицкая Е.В. Экономика. 10–11 классы. Базовый уровень. В 2–х книгах. – М.: Вита–Пресс, 2020.
  20. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.А. Лукичева, Н.Н. Молчанов, Воробьева И.В. (и др.); под ред. Т.А. Лукичевой, Н.Н. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
  21. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2007.
  22. Менеджмент: учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под ред. Ю.В. Кузнецова. – М.: Юрайт, 2020.
  23. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Классическое издание. – М.: «Вильямс», 2020.
  24. Мосс Д. Краткий курс макроэкономики. Что нужно знать руководителю. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
  25. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – 4–е изд. – СПб: Питер, 2012.
  26. Мэнкью Н.Г., Тейлор М. Экономикс. – 2–е изд. – СПб: Питер, 2013.
  27. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА, 2017.
  28. Нуреев Р.М. Микроэкономика. Практикум. – М.: НОРМА, 2016.
  29. Пансков В.Г.  Налоги и налогообложение. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
  30. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во ОЦЭиМ, 2006.
  31. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2011.
  32. Пятов М.Л. Базовые принципы бухгалтерского учета. – М.: ООО «1С–Паблишинг», 2010.
  33. Рот Э. Кому что достанется – и почему. Книга о рынках, которые работают без денег. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  34. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – 19–е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2018.
  35. Сборник задач I и II открытых чемпионатов школ по экономике / Под ред. Ф. Картаева и О. Клачковой. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
  36. Современные финансовые рынки / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2021.
  37. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет – веселая наука. – М.: ООО «1С–Паблишинг», 2011.
  38. Сонин К.И. Когда кончится нефть и другие уроки экономики. – М.: АСТ, 2019.
  39. Тироль Ж. Экономика для общего блага. – М.: Изд–во Института Гайдара, 2020.
  40. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 2001.
  41. Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. – 10–е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2020.
  42. Чанг Ха–Джун. Как устроена экономика. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.