Предметы

Олимпиада школьников СПбГУ по китайскому языку

Олимпиада школьников СПбГУ по китайскому языку была инициирована и впервые проведена в 2017/2018 учебном году. Цель — выявление талантливых школьников и привлечение их к обучению в Санкт-Петербургском государственном университете, в одном из ведущих высших учебных заведений страны. Это также и эффективный способ контроля знаний.

На данный момент Олимпиада является самой молодой олимпиадой среди школьных олимпиад, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом. Тем не менее, в 2018/2019 учебном году Олимпиаде был присвоен второй уровень, а в 2019/2020 — первый.

В последние годы крепнут дружеские контакты между Россией и Китаем в самых различных областях — экономических, торговых, культурных и т.д. Вместе с этим возрастает интерес и к китайскому языку. Популярность его неизменно увеличивается. Кроме школ, уже на протяжении долгих лет и даже десятилетий преподающих китайский язык, все большее количество школ открывают специализированные классы с изучением китайского языка. Естественно, учащиеся старших классов подобных школ хотели бы, прежде всего, проявить себя и использовать свои знания для получения возможности обучаться в Санкт-Петербургском государственном университете. Для этого и было принято решение о проведении Олимпиады школьников СПбГУ по китайскому языку.

Олимпиада проводится для учащихся 7-11 классов и состоит из двух этапов: отборочного, который проходит в дистанционной форме, и заключительного, который проводится только в очной форме. Олимпиада школьников СПбГУ по китайскому языку включает в себя задания разного типа. Задания разрабатываются сотрудниками Кафедры китайской филологии СПбГУ, носителями и преподавателями китайского языка и призваны оценить не только уровень владения языком с учетом особенностей изучения китайского языка в России, но также знакомство с культурой Китая.

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  1. Демина Н.А. Страноведение Китая. Ч.1-2. — М.: Толмач СТ, 2009.
  2. И Биньюн. 100 китайских идиом и устойчивых выражений (перевод Н.А.Спешнева). — СПб: Каро, 2007.
  3. Кондрашевский А. Ф. Практический курс китайского языка. Т.1-2. — М.: Восточная книга, 2015.
  4. Сторожук А. Г. Введение в китайскую иероглифику. — СПб: Каро, 2017.
  5. 新使用汉语课本.第一、二册/刘珣主编— 北京:北京语言大学出版社, 2015. Новый практический курс китайского языка. Ч.1-2 /под ред.Лю Сюнь. — Пекин: Пекинский университет языка и культуры, 2015.
  6. HSK新汉语水平考试模拟试题集, 第五级/ 徐昌火编著— 北京:北京语言大学出版社,2010.
  7. 新汉语水平考试模拟试题集(HSK~4级)/李春玲主编— 北京:北京语言大学出版社,2010.
  8. Примеры заданий разного уровня экзамена на знание китайского языка HSK
  9. Пиньинь и система Палладия

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по истории

Главная задача олимпиады — поиск юных талантов, увлеченных наукой, творчеством, склонных к исследовательской деятельности и получающих удовольствие от обучения, стремящихся стать успешными студентами, а в будущем — настоящими профессионалами своего дела. Олимпиада отличается от других форм проверки знаний, умений и навыков своим образовательным и культурно-воспитательным потенциалом. Внимательное знакомство с формулировками заданий, методикой их выполнения, общими рекомендациями по подготовке к соревнованию, с одной стороны, способствует формированию компетентного подхода к выбранному предмету, а с другой — усиливает заинтересованность, азарт, творческие навыки.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по истории впервые была проведена в 2006/2007 учебном году. Главной задачей для организаторов Олимпиады стал поиск талантливых школьников, интересующихся историей. Для этого с каждым годом совершенствовалась система учебно-методического сопровождения Олимпиады, разрабатывались разные типы заданий, направленные на развитие творческого потенциала участников. Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, а затем, в 2011/2012 учебном году Олимпиаде по истории был присвоен высший I уровень.

Важнейшей особенностью Олимпиады школьников СПБГУ по истории является дифференцированный подход к составлению заданий для разных возрастных групп учащихся. Так, методическая комиссия разрабатывает задания отдельно для 6-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Содержание заданий в каждой группе охватывает весь материал школьного курса истории, но акцент делается на материале, изучаемом или уже изученном участником Олимпиады:

6-7 классы. Задания строятся на материале, изучаемом в 5-7 классах, т.е. охватывают историю Древнего мира, историю Средних веков и Возрождения, а также историю Нового времени до 1789 года. Задания по отечественной истории отсылают к событиям, начиная с древнейших времен до 1796 года, при этом могут быть включены и задания, требующие знания важнейших событий истории России более позднего периода, таких, например, как Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, Великая Отечественная война.

8-9 классы. Задания хронологически охватывают период с древнейших времен до 1945 года и связаны с событиями и процессами отечественной истории, а также с событиями всемирной истории, которые имели отношение или оказали влияние на отечественную историю (например, Великая Французская революция, объединение Германии и т.п.). В данной возрастной группе задания связаны в основном с политической историей или с историей русской культуры.

10-11 класс. Задания для этой возрастной группы отсылают к наиболее сложным событиям, явлениям, процессам отечественной и мировой истории. Участнику олимпиады недостаточно знать ключевые события, он должен продемонстрировать знания и умения, которые можно приобрести, углубленно и последовательно изучая историю. Хронологические рамки охватывают период с древнейших времен до конца XX века. Вопросы, связанные с экономическими, геополитическими, социальными и культурными процессами, занимают главное место.

Участвуют учащиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

Методические рекомендации

  1. Беседина Е. А., Буркова Т. В., Даудов А. Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции. 2014. С. 66-71.
  2. Семёнов В. В. Актуальные вопросы довузовской подготовки школьников в области исторической науки (на основе анализа материалов олимпиады школьников и подготовительных курсов) // 2012 год — год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 41-47.
  3. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Прошлое страны в мемориальных досках: задания Олимпиады школьников по истории // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 40-42.
  4. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Публичная история в вопросах университетской олимпиады (Олимпиада СПбГУ по истории для школьников) // Кубанские исторические чтения. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 143-150.

Учебники

  1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2015.
  2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX — начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2012.
  3. Арсентьев, К М. История России. 9 класс: в 2 ч. / под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Борисов, К С. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1.: История России с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  5. Буганов, В. И. История России. Конец XVII-XIX век: учеб. 10 класс. Углубленный уровень / под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2012.
  6. Вигасин, А.А., Годер, И.В., Свенцицская, И.С. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2014.
  7. Волобуев, О. В. История России. 11 класс.: учеб. Углубленный уровень: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  8. Горинов, М. М. История России. 10 класс: в 3 ч. — М.: Просвещение, 2016.
  9. Данилов, А. А. История России. 10 класс: в 2 кн. — М.: Просвещение, 2013.
  10. Данилов, А. А. История России. 9 класс. — М.: Просвещение, 2013.
  11. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX — начало XXI в. Учебник для 11 класса: Для общеобразовательных учреждений. — М.: Рус. слово, 2013.
  12. Загладин, Я В. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Углубленный уровень. — М.: Русское слово, 2012.
  13. Измозик, В.С., Рудник, С.Н. История России. 11 кл. 2-е изд., доработ. и доп. — М.: 2013.
  14. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  15. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  16. Искендеров, А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
  17. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный и базовый уровни / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Просвещение, 2011.
  18. Левандовский, А. А. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2: История России XVIII — XIX веков / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  19. Левандовский, А. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2015.
  20. Павленко, Н. И. История России. 10 класс. Углубленный уровень: учеб.: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  21. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. 10 класс: в 2 ч. — М.: Русское слово, 2013.
  22. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. — М.: Просвещение, 2014.
  23. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. — М.: Просвещение, 2014.

Учебные пособия

  1. Великие государственные деятели России [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. С. Киселева. — М.: Владос, 1996.
  2. Голиков, А. Г. Методика работы с историческими источниками / под ред. проф. А. Г. Голикова. — М.: Академия, 2014.
  3. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : Учеб. пособие / под ред. проф. И.Я. Фроянова. — М., 2002.
  4. Дворниченко, А.Ю., Тот, Ю.В., Ходяков, М.В. История России. Учебник. 2—е издание. — М., 2010.
  5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца XX в. — М., 2001.
  6. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. — М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010.
  7. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Керова. — М.: Астрель, 2013.
  8. Новиков, С.В. Всеобщая история. — М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012.
  9. Орлов, А. С. История России. — М.: Проспект, 2015.
  10. Савинова, Е. Н. Правители России. От Рюрика до Николая II. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.
  11. Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность. — М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

  1. Административные реформы в России: история и современность. — М.: РОССПЭН, 2006.
  2. Алексеев, Ю. Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. — М.: Мысль, 1992.
  3. Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988.
  4. Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
  5. Анисимов, Е. В. Московское царство. Середина XVI-XVII век. — СПб.: Норинт, 2000.
  6. Борисов, Н. С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). — М.: Изд-во Московского университета, 1999.
  7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: история Великой Победы / В. А. Золотарев [и др.]. — М.: Animil Fortitudo, 2005.
  8. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки: в 4 кн. — М., 1995-1999.
  9. Вилинбахов, Г. В. Государственный герб России. 500 лет. — СПб.: Славия, 1997.
  10. Верт, Н. История Советского государства. — М.: Академия, 1992.
  11. Власов, Ю. Н. Государство и право Киевской Руси: Становление политико-правовых отношений (VI–XIII вв.). — М.: Юрайт, 1999.
  12. Горский, А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
  13. Государственная Дума в России, 1906-1917. — СПб.: Лики России, 2006.
  14. Государственность России: идеи, люди, символы / сост., науч. ред. Р. Г. Пихоя. — М.: РОССПЭН, 2008.
  15. Громова, И. А. Церемония царского дома. — М.: Дрофа-Плюс, 2008.
  16. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Мысль, 1989.
  17. Данилевский, И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
  18. Елисеев, Г. А. Смута и бунташный век. — М.: Вече, 2010.
  19. Иловайский, Д. И. Царская Русь: московско-царский период: первая половина или XVI век. — М.: АСТ-Астрель, 2008.
  20. История политических партий в России. — М.: Высшая школа, 1994.
  21. Карамзин, Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  22. Ключевский, В. О. Боярская Дума Древней Руси. — М.: Ладомир, 1994.
  23. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1991.
  24. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  25. Ключевский, В. О. О государственности в России. — М.: Мысль, 2003.
  26. Коржшина, Т. П. Советское государство и учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1941 г. — М.: Юрист, 1994.
  27. Краснов, Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. — М.: Изд. Гос. Думы, 2001.
  28. Кривошеев, Ю.В., Соколов, Р.А. Александр Невский: эпоха и память. Исторические очерки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.
  29. Медушевский, А. Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. — М.: Текст, 1994.
  30. Насонов, А. Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. — СПб.: Наука, 2002.
  31. От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности / под ред. В. А. Садовничего. — СПб.: Алетейя, 2013.
  32. Пашков, Б. Г. Русь — Россия — Российская империя: Хроника правлений и событий 862-1917 гг. — М.: ЦентрКом, 1997.
  33. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. — М.: Памятники исторической мысли, 1994.
  34. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: ACT: Хранитель, 2007.
  35. Ратьковский, И. С., Ходяков, М. В. История Советской России. СПб.: Лань, 2001.
  36. Российская государственность. Опыт 1150-летней истории. — М.: Институт российской истории РАН, 2013.
  37. Рыбаков, Б. И. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII века. — М.: Академический проект, 2014.
  38. Скрынников, Р. Г. История российская. IX — XVII вв. — М.: Весь мир, 1997.
  39. Скрынников, Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». — М.:Мысль, 1985.
  40. Соловьев, С М. История России с древнейших времен. — М.: Эксмо, 2009.
  41. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность. — М.: РОССПЭН, 2010.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по иностранным языкам

Главной целью Олимпиады является выявление талантливой молодежи, проявляющей интерес к изучению языков и имеющей данные к получению образования в ведущих вузах России, в частности, в Санкт-Петербургском государственном университете. Олимпиада способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Олимпиадные задания носят междисциплинарный характер и направлены на выявление у участников Олимпиады широкого комплекса гуманитарных знаний, которые сопряжены с владением иностранными языками.

Олимпиада школьников СПбГУ по иностранному языку непрерывно проводилась с 2003 года по четырем иностранным языкам: английскому, немецкому, испанскому и французскому. С 2022/2023 учебного года Олимпиада проводится по пяти иностранным языкам: английскому, немецкому, испанскому, французскому и китайскому. Уже не первый год Олимпиаде присваивается высший I уровень.

В методическую комиссию Олимпиады по иностранному языку входят профессоры и преподаватели Филологического и Восточного факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты по английскому, немецкому, испанскому, французскому и китайскому языку, имеющие большой опыт организации различных олимпиад. При подготовке заданий методическая комиссия использует весь свой опыт для того, чтобы выявить не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных учащихся старших классов средней школы, т. е. тех, кто способен и готов к профессиональному обучению на языковых и гуманитарных факультетах вузов.

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Список рекомендуемой литературы

Английский язык

  • A.J. Thomson, A.V. Martinet. A Practical English Grammar. (in three books) ( third/fourth edition),1986.
  • English Grammar Today. /R. Carter, M. McCarthy, G.Mark and A. O’Keeffe. Cambridge University Press., 2011. — 645 p.
  • M. Swan. Practical English Grammar. Fully revised. Third edition. — Oxford University Press. 2005, — 688 p.
  • M. Vince. Advanced Language Practice. English Grammar and Vocabulary. MacMillan Education. 2009. — 344 p.
  • Английский язык: вчера, сегодня, завтра. Брайан. Локкет. −3-е издание, переработанное. и доп.- Москва: Русскийязык. —Медиа, 2008. — 689 с.
  • Cambridge Collocations in Use. (вся серия)
  • Cambridge Idioms in Use. (вся серия)
  • Cambridge Phrasal Verbs in Use. (вся серия)
  • Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами. М.: ЛадКом, 2019.
  • Side R., Wellman G. Grammar and vocabulary for Cambridge advanced and proficiency : fully updated for the revised CPE. Harlow : Pearson Education Ltd, 2015.
  • Redman S. English Vocabulary in Use. CUP, 2011.
  • Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd. edition. CUP, 2013 — 296 p.
  • Alexander, L.G. Longman English Grammar. Pierson Education Limited, Edinburgh, 1988.

Испанский язык

  • Арутюнова, Н.Д. Трудности перевода с испанского языка на русский: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2004.
  • Виноградов, В.С. Грамматика испанского языка: Практический курс: Учебник для институтов и факультетов иностранных языков.- 4-изд., испр.-М.: Книжный дом «Университет», 2000.
  • Дышлевая, И.А. Испанский язык. Lecturas fáciles.- СПб.: «СОЮЗ», 2005.
  • Книги для чтения на испанском языке.- СПб: КАРО, 2005.
  • Погадаева, С.В. Испанский язык. Учебное пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Филол. общ-во «СЛОВО», 2001.
  • Попова, Н.И. Грамматика испанского языка. Учебник.- М.: ЧеРо, 2000.
  • Castro, F. Uso de la gramática española — Edelsa Grupo Didascalia, S.A. Duodécima reimpresión: 2006.
  • González, M. En Acción A2 — Madrid: en CLAVE ELE, 2012.
  • En Acción В1 — Madrid: en CLAVE ELE, 2012.
  • En Acción В2 — Madrid: en CLAVE ELE, 2012.
  • Generación 3.0 en CLAVE ELE Madrid, 2013.

Электронные ресурсы

Немецкий язык

  • Buscha A., Friedrich K. Deutsches Übungsbuch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2001.
  • Dinsel S., Geige S. Großes Übungsbuch Grammatik. Ismaning: Hueber, 2009.
  • Dreyer H., Schmitt R.. Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik. Neubearbeitung. Ismaning: Hueber, 2000.
  • Ferenbach M., Schüßler I. Wörter zur Wahl: Wortschatzübungen Deutsch als Fremdsprachen. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2007.
  • Helbig G., Buscha J. Übungsgrammatik Deutsch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2000.
  • Hering A. u.a. Deutsch als Fremdsprache. Übungsgrammatik für die Mittelstufe. Ismaning: Hueber. 2009.
  • Hall K., Scheiner B. Deutsch als Fremdsprache: Übungsgrammatik für die Oberstufe. Ismaning: Hueber. 2014.
  • Schmitt R. Weg mit den typischen Fehlern — Teil 1 und 2. Ismaning: Verlag für Deutsch, 2011.
  • Schumann J. Schwierige Wörter. Übungen zu Verben, Nomen und Adjektiven. Ismaning: Hueber, 2005.
  • Techmer M., Brill L.M. Großes Übungsbuch Wortschatz. Ismaning: Hueber, 2015.
  • Buscha A., Szita S. Übungsgrammatik Deutsch als Fremdsprache, Sprachniveau B1-B2. Schubert Verlag, Leipzig 1. Auflage 2011
  • Buscha A., Szita S., S.Raven Übungsgrammatik Deutsch als Fremdsprache, Sprachniveau C1-C2. Schubert Verlag, Leipzig 1. Auflage 2013
  • Loria C. Ampie, Ullmann K. Das A und O. Deutsche Redewendungen. Ernst Klett Sprachen, Stuttgart 2011.
  • Friedrich Clamer F., Erhard G. Heilmann E.G., Röller H. Übungsgrammatik für die Mittelstufe, Erweiterte Fassung. Niveau C1. Verlag Liebaug — Dartmann. 1. Auflage 2002
  • Изданные в Германии пособия по подготовке к экзаменам Test DaF, Goethe-Zertifikat и др. (уровни А2, В1, В2, С1), издательства Cornelsen, Ernst Klett, Klett-Langenscheidt, Hueber.

Французский язык

  • Goliot-Lété, A., Miquel, Cl. Vocabulaire progressif du français — Niveau intermédiaire. — Paris: Clé International, 2011.
  • Grand-Clement, O. Civilisation en dialogues — Niveau intermédiaire — Livre + CD. —
  • Larger N., Mimran, R. Vocabulaire expliqué du français — Niveau intermédiaire — Exercices. — Paris: Clé International.
  • Larger, N., Mimran, R. Vocabulaire expliqué du français. — Paris: Clé International.
  • Maheo-Le Coadic, M., Mimran, R. , Poisson-Quinton, S. Grammaire expliquée du français — Niveau intermédiaire — Livre. — Paris : Clé International, 2001.
  • Maheo-Le Coadic, M., Mimran, R. , Poisson-Quinton, S. Grammaire expliquée du français — Niveau intermédiaire — Exercices. — Paris : Clé International.ris: Clé International, 2007.
  • Grégoire, M. Grammaire progressive du français. — Paris : Clé International, 1997.
  • Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Серия «Пять колец». Выпуски 1,2,3. М.: Издательство Просвещение, 2008/2010/2012.
  • Бубнова Г.И. Олимпиадные задания по французскому языку. Лексико-грамматическое тестирование в двух книгах. Уровень сложности В1-В2. Издание France et en Russie: portrait comparatiste≫. — М.: Изд-во Интеллект-центр, 2004.
  • Бубнова Г.И. Tests pour reussir l’examen de francais. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Бубнова, Г.И. Французский язык. Всероссийская олимпиада школьников 2017, СПб. : «Люмьер», 2017.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective, VIII≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2004.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю.≪Le francais en perspective, IX≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю., Лисенко М.Р. Objectifs X-XI, — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective. Ecrit≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Попова, И.Н., Казакова, Ж. А. Грамматика французского языка (практический курс). — М., 1969.
  • Французские издания по подготовке к экзаменам DELF. Уровень В1, В2. Издательства Didier, Cle, Hachette

Китайский язык

  • Ивченко Т.В. Китайский язык. Полная грамматика в схемах и таблицах. АСТ, 2021.
  • Китайский язык (5-9 классы). Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А, Ли Тао, Холкина Л.С. М., издательство «Вентана-Граф», 2017
  • Кондрашевский А.Ф., Румянцева М.В., Фролова М.Г. Практический курс китайского языка. Т.1-2. – М.: Восточная книга, 2015
  • Кочергин И.В. Сборник тренировочных упражнений контрольный заданий и тестов по базовому курсу китайского языка. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007
  • Новые горизонты: интегральный курс китайского языка. Ивченко Т.В., Ван Чун, Ветров П.П., Мазо О.М, Холкина Л.С. Пекин: Издательство «Цзяоюй кэсюэ»,
  • Сторожук А.Г. Введение в китайскую иероглифику. СПб: Каро, 2010
  • Счетные слова в китайском языке. М.: АСТ Восток-Запад, 2007.
  • Учебное пособие по китайскому языку. Счетные слова. М.: Шанс, 2016
  • И Биньюн. 100 китайских идиом и устойчивых выражений (перевод Н.А.Спешнева). – СПб: Каро, 2007
  • Чжичжэн Сунь. Китайские идиомы (перевод Жмак А.С.) – М: Шанс, 2017
  • Лучшие китайские пословицы и поговорки. Словарь-справочник. Средний уровень. М: Восток-Запад, 2007

Полезные ссылки

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии объединяет три предмета: русский язык, литературу и иностранный язык. Цель — формировать лингвистическое мировоззрение у учащихся, имеющих склонность к взаимодействию с языковым материалом на основе фундамента знаний и творческого подхода; открывать возможности школьникам проверить свои знания; транслировать уровень требований СПбГУ для будущих абитуриентов.

Сегодня Олимпиада школьников СПбГУ по филологии встраивается в широкий культурологический контекст. В эпоху информационных технологий важнейшим условием успешного и гармоничного существования личности в обществе является овладение навыками понимания и порождения текста, как устного, так и письменного.

Объединение сразу трех предметов в рамках одной олимпиады было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, такой подход отражает представления господствующих научных направлений в филологии. Олимпиада основана на школьной программе, которая всегда стремится отражать современное состояние научной мысли. Во-вторых, воспитание грамотных и широко образованных людей невозможно без работы, направленной на обучение взаимодействию с большим количеством текстовой информации текстов. Слова сегодня приобретают особый вес и ценность в связи с возможностью общаться без каких-либо ограничений, быстро получать любую интересующую информацию. Однако для использования полученной информации во благо необходимо уметь ее оценивать со всех точек зрения.

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии проводится с 2001 года. Задание отборочного этапа представляет собой тест, включающий от 50 до 100 заданий по русскому языку, литературе и иностранному языку (английский язык/ немецкий язык/ французский язык/ испанский язык).

Задание заключительного этапа носит комплексный интегративный характер и связано с анализом и творческой интерпретацией (предметной и межпредметной) художественного текста. В разные годы проведения Олимпиады участники анализировали фрагменты и целостные произведения Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. В. Ломоносова, И. А. Гончарова, М. М. Зощенко, И. С. Тургенева.

Многие участники Олимпиады впоследствии успешно обучались в СПбГУ на направлениях «Филология» и «Лингвистика».

«Хотелось бы, чтобы участие в Олимпиаде школьников СПбГУ по филологии побудило школьников к дальнейшей самостоятельной исследовательской работе и открыло новые горизонты в изучении языка и литературы. Надеемся, что на ряду со всем прочим, олимпиада даст возможность школьникам почувствовать радость познания и увидеть красоту человеческой мысли», — отмечают члены Методической комиссии и Жюри Олимпиады.

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

Русский язык

  • Аванта+. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с.
  • Богданова Н.В. В чем, собственно, трудность? Основы лингвистического анализа текста: Пособие для абитуриентов. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 224 с.
  • Еськова Н.А. Популярная и занимательная филология. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 176 с.
  • Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. — СПб.: Норинт, 2002. — 192 с.
  • Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры...: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8 — 10 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  • Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1986.
  • Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М.: Русские словари, 1996. (2-е изд., испр., 2001) — 303 с.; 3-е изд. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.— 272 с.
  • Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956.
  • Розенталь Д.Э.: Практическая стилистика русского языка М.: Высшая школа, 1965. — 354 с.
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  • Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. — 584 с.

Литература

  • Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIXвека. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — 672 с.
  • Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 09. Часть 2. Русская литература. XXвек. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 688 с.
  • Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. Москва: Высшая школа, 1993. — 272 с. (или любое переиздание).
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII—начало XIXвека). — СПб.: Искусство-СПб, 1994. — 758 c.
  • Сухих И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! [Т. 1]. СПб.: Лениздат, 2013. — 580 с.
  • Сухих И.Н. От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. [Т. 2]. СПб.: Лениздат, 2013. — 540 с.
  • Сухих И.Н. От Гоголя до Чехова. [Т. 3]. От Бунина до Бродского. СПб.: Лениздат, 2013. — 760 с.
  • Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 5-е изд. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ; М.: Академия, 2004. — 208 с. (или любое издание).

Английский язык

  • A.J. Thomson, A.V. Martinet. A Practical English Grammar. (in three books) ( third/fourth edition),1986.
  • English Grammar Today. /R. Carter, M. McCarthy, G.Mark and A. O’Keeffe. Cambridge University Press., 2011. — 645 p.
  • M. Swan. Practical English Grammar. Fully revised. Third edition. — Oxford University Press. 2005, — 688 p.
  • M. Vince. Advanced Language Practice. English Grammar and Vocabulary. MacMillan Education. 2009. — 344 p.
  • Английский язык: вчера, сегодня, завтра. Брайан. Локкет. −3-е издание, переработанное. и доп.- Москва: Русскийязык. —Медиа, 2008. — 689 с.
  • Cambridge Collocations in Use. (всясерия)
  • Cambridge Idioms in Use. (всясерия)
  • Cambridge Phrasal Verbs in Use. (вся серия)

Французский язык

  • Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Серия «Пять колец». Выпуски 1,2,3. М.: Издательство Просвещение, 2008/2010/2012.
  • Бубнова Г.И. Олимпиадные задания по французскому языку. Лексико-грамматическое тестирование в двух книгах. Уровень сложности В1-В2. Издание France et en Russie: portrait comparatiste≫. — М.: Изд-во Интеллект-центр, 2004.
  • Бубнова Г.И. Tests pour reussir l’examen de francais. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective, VIII≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2004.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю.≪Le francais en perspective, IX≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю., Лисенко М.Р. Objectifs X-XI, — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective. Ecrit≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Французские издания по подготовке к экзаменам DELF. Уровень В1, В2. Издательства Didier, Cle, Hachette.

Немецкий язык

  • Buscha A., Friedrich K. Deutsches Übungsbuch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2001.
  • Dinsel S., Geige S. Großes Übungsbuch Grammatik. Ismaning: Hueber, 2009.
  • Dreyer H., Schmitt R.. Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik. Neubearbeitung. Ismaning: Hueber, 2000.
  • Ferenbach M., Schüßler I. Wörter zur Wahl: Wortschatzübungen Deutsch als Fremdsprachen. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2007.
  • Helbig G., Buscha J. Übungsgrammatik Deutsch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2000.
  • Hering A. u.a. Deutsch als Fremdsprache. Übungsgrammatik für die Mittelstufe. Ismaning: Hueber. 2009.
  • Hall K., Scheiner B. Deutsch als Fremdsprache: Übungsgrammatik für die Oberstufe. Ismaning: Hueber. 2014.
  • Schmitt R. Weg mit den typischen Fehlern — Teil 1 und 2. Ismaning: Verlag für Deutsch, 2011.
  • Schumann J. Schwierige Wörter. Übungen zu Verben, Nomen und Adjektiven. Ismaning: Hueber, 2005.
  • Techmer M., Brill L.M. Großes Übungsbuch Wortschatz. Ismaning: Hueber, 2015.
  • Изданные в Германии пособия по подготовке к экзаменам Test DaF, Goethe-Zertifikat и др. (уровни А2, В1, В2), издательства Cornelsen, Ernst Klett, Klett-Langenscheidt, Hueber.

Испанский язык

  • Арутюнова Н.Д. Трудности перевода с испанского языка на русский. Изд. 2-е, испр. М.: «Высшаяшкола», 2004.
  • Generación 3.0 (A1, A2, A2-B1, B1).EnClave- ELE. A. Martín de Santa Olalla (coordinadora). Madrid, 2017.
  • En acción (1, 2, 3) curso de español. EnClave- ELE. E. Verdía, M. Fontecha, J. Fruns. Madrid, 2015.
  • Cultura en el mundo hispanohablante (A2-B1). EnClave- ELE. Madrid, 2017.
  • Cultura en España (B1-B2). EnClave- ELE. A. Balea, P. Ramos. Madrid, 2017.
  • Vente (1, 2, 3). Libro del alumno. Fernando Marín Reyes Morales. Edelsa, Madrid, 2014.
  • El ventilador C1. Curso de español de nivel superior. M-D- Chamorro Guerrero, G. Lozano, López, A. Ríos Rojas. Difusión, Barcelona. 2006.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.