Предметы

Олимпиада школьников СПбГУ по географии

Основная цель олимпиады — распространение и популяризация достижений географии и наук о Земле, развитие познавательных и творческих способностей школьников, поиск и поддержка наиболее подготовленных и талантливых учащихся, увлекающихся естественной и общественной географией, геоэкологией и природопользованием, гидрометеорологией, картографией и геоинформатикой, заинтересованных в получении качественного высшего естественнонаучного образования.

От участников олимпиады требуются не только знание географической карты и понимание основных географических закономерностей, но и умение логически мыслить и привлекать для решения задач сведения, относящиеся не только к наукам о Земле, но и к таким общественным дисциплинам как история, этнография, обществознание и другое.

История олимпиады

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по географии была инициирована в 2006 году университетскими преподавателями и учеными-географами. Вскоре она вошла в утвержденный Минобрнауки РФ Перечень олимпиад школьников, получив высший I уровень по итогам анализа охвата аудитории, сложности заданий, разрабатываемых профессиональными географами, и организации проверки результатов.

Проведение такой олимпиады связано с давней историей развития географических наук на берегах Невы, где еще в середине XVIII века М. В. Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук. С 1845 года в Санкт-Петербурге располагается штаб-квартира Русского географического общества, в 1918 году был основан первый Географический институт, в дальнейшем ставший факультетом, а с 2014 года — Институтом наук о Земле СПбГУ.

Олимпиада проводится для школьников 6–8 и 9–11 классов. В рамках проведения Олимпиады для её участников организуются профориентационные встречи (в том числе онлайн-лекции) с учёными и преподавателями СПбГУ, работающими в различных областях современной географии и смежных наук о Земле.

В состав методической комиссии Олимпиады по географии входят ведущие эксперты в области естественных и общественных наук, представители различных кафедр СПбГУ (физической географии и ландшафтного планирования, экономической и социальной географии, картографии и геоинформатики, гидрологии суши, океанологии, страноведения и международного туризма, минералогии, геоэкологии и природопользования и другое), а также представители других научно-образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Участвуют учащиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Анохин А. А., Житин Д. В. География населения с основами демографии: учебник. М., 2019.
  • Антонова Л. В. Удивительная география. М., 2014.
  • Аракелов А. Российские землепроходцы. Путешествия, которые изменили мир. М., 2018
  • Безруков А. М., Пивоварова Г. П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М., 2006.
  • Березовская А. О., Глушкова А. Д., Коваленко С. Н. Геологические понятия в школьном курсе географии. 2003. 87 с.
  • Берлянт А. М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.
  • Бертон Д. Великие карты. Мировые шедевры и их толкование / пер. с англ. В. Третьяков, Э. Ибрагимов. М., 2017
  • Бобков А. А., Селиверстов Ю. П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.
  • Богачев Д. В., Даньшин А. И., Кириллов П. Л., Лев И. А., Мозгунов Н. А.,
  • Наумов А. С., Соколова Д. В. Олимпиадные задания по географии. Полевые маршруты и практические задания на местности. 9–11 классы. М., 2015.
  • Большой иллюстрированный атлас мира. Большой атлас мира. М., 2017.
  • Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
  • География мира. В 3 т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. М., 2017.
  • География мирового хозяйства. Учебник. Отв. ред. Н. С. Мироненко. М., 2012. 352 с.
  • География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / под ред. А. С. Наумова. М., 1999.
  • Демографическая энциклопедия / гл. ред. А. Ал. Ткаченко. М., 2013.
  • Еськов К. Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. 2008. 312 с.
  • Ефремов Ю. К. Природа моей страны. М., 1985.
  • Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. Наумова А. С. М.,1993.
  • Иллюстрированный атлас России. Большой атлас России / ред. Г. В. Борисова. М., 2018
  • Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.
  • Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А. С.; пер. с англ. В. А. Алексеевой. М., 2008.
  • Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.
  • Короновский Н. В. Земля. Метеориты, вулканы, землятресения. 2014.
  • Курошев Г. Д. Геодезия и топография: учебник для студентов вузов. М., 2009.
  • Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. Учебник и практикум. 2-е изд., пер. и доп. М., 2019.
  • Майорова Т. С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ/ под ред. Т. Ю. Симоновой. М., 2010.
  • Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. М., 2008.
  • Малов В. Географические карты. М., 2001.
  • Мир географии: география и географы. Природная среда / под ред. Г. И. Рычагова и др. М., 1984.
  • Михайлов В. Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. М., 1991.
  • Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.
  • Низовский А. Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.
  • Нурминен, М. Т. Мир на карте. Географические карты в истории мировой культуры. М., 2017.
  • Обзорно-географический атлас мира / гл. ред. А. Б. Кезлинг. М., 2004.
  • Обручев В. А. Занимательная геология. 1965.
  • Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / под ред. О. А. Климанова, А. С. Наумова. 3 изд., стереотип. М., 2004.
  • Полякова М. О. География. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2008.
  • Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.
  • Родионова И. А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.
  • Россия: социально-экономическая география: учебное пособие / под ред. А. И. Алексеева, В. А. Колосова. М., 2013.
  • Слука Н. А., Гречко Е. А., Федорченко А. В. Мировое хозяйство и процесс транснационализации: учебное пособие. М., 2017.
  • Социально-экономическая география: понятия и термины: Словарь справочник / отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск, 2013.
  • Спицын Е. Ю. История России в картах, портретах и фотографиях с древнейших времён до конца XX века. М., 2016.
  • Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. 2015. 255 с.
  • Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / под ред. Пашканга К. В. М., 1995.
  • Холина Н. В., Наумов А. С., Радионова И. А. Атлас. География. Углубленный уровень. М., 2016.
  • Чернова В. Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.
  • Экономическая и социальная география России. География отраслей народного хозяйства России: учебник для вузов / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой. М., 2013.
  • Экономическая и социальная география России: География экономических районов России: учебник / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой М., 2017.
  • Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / сост. В. Г. Карпов. М., 1981.
  • Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

WEB-ресурсы и Интернет-источники

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ «Инженерные системы»

Основная цель Олимпиады — развитие у школьников навыков системного мышления, формирование представлений о межпредметных связях и междисциплинарных исследованиях в области естественных наук и, как результат, заинтересованность участников Олимпиады инженерными направлениями и мотивация лучших из них к инженерному творчеству.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по комплексу предметов «Инженерные системы» (математика, информатика, физика, химия) проводится с 2015 года. В 2016/17 году Олимпиада «Инженерные системы» вошла в Перечень олимпиад школьников.

Участие в этой Олимпиаде позволяет школьникам оценить свои знания и силы в соответствующих естественнонаучных направлениях. Задания Олимпиады, хотя и являются нестандартными, полностью основаны на школьной программе, вследствие чего участие в Олимпиаде оказывается интересным для учащихся с разным уровнем подготовки.

В настоящее время Олимпиада проводится в два этапа — отборочный и заключительный. Вариант отборочного этапа состоит из четырех задач разного типа и уровня сложности; задание для каждого участника формируется автоматически системой Олимпиады через интернет. На решение варианта отборочного этапа отводится 120 минут. Вариант заключительного этапа состоит из четырех-пяти задач, каждая из которых оценивается одинаковым количеством баллов. На решение заданий отводится 230 минут.

В Методическую комиссию и Жюри входят специалисты, активно работающие в области математики, компьютерных наук и программирования, физики и химии. Это дает возможность разрабатывать для Олимпиады комплексные, взаимосвязанные и взаимодополняющие задания, которые позволяют использовать потенциал каждой из соответствующих областей науки в решении серьезных научных и инженерных проблем.

Участвуют учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Е.И.Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С., «Физика в примерах и задачах». — М., Наука, 1979.
  • Ланге В.Н., «Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи» — М., «Просвещение», 1967.
  • Ланге В.Н., «Экспериментальные физические задачи на смекалку» — М., «Наука», 1974.Уокер Дж. «Физический фейерверк. Вопросы и ответы по физике» — М., «Мир», 1989.
  • А.М. Романов, «Занимательные вопросы по астрономии и не только», — М., изд-во МЦНМО, 2005.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по информатике

Санкт-Петербургский государственный университет является одним из лидеров в развитии научных школ информатики. Успешное развитие школы информатики в Санкт-Петербургском университете было бы невозможно без личного участия в этом деле и энтузиазма признанных специалистов в области информатики как А. Ю. Гарнаев, А. В. Матросов, В. М. Гришкин, С. Н. Андрианов, Е. И. Веремей, А. Б. Дегтярев. Созданные ими монографии и учебно-методические пособия известны и пользуются популярностью по всей стране.

Олимпиада школьников СПбГУ по информатике проводится с 2006/2007 учебного года.

Цель — выявление, поддержка и развитие талантов, укрепление и развитие связей школ различных регионов России и стран СНГ с Санкт-Петербургским государственным университетом, пропаганда научного знания и формирование интереса у школьников к прикладным аспектам информатики.

С самого первого года проведения Олимпиада проходила в два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный направлен на выявление общего уровня знаний у участников олимпиады. Задания, предлагаемые на отборочном этапе, предполагают творческий подход к интерпретации условий задачи и формированию алгоритмов ее решения.

Индивидуальность вариантов отборочного этапа для каждого участника обеспечивается путем случайного комплектования варианта задачами из закрытого банка, подготовленного Методической комиссией Олимпиады школьников СПбГУ по информатике.

В отборочном и заключительном этапах Олимпиады школьникам предлагается написать различного рода программы, моделирующие социально-экономические процессы, программы сортировки баз данных, кодирования и шифрования и т.п. В дальнейшем эти программы могут быть использованы участниками олимпиады как отдельные самостоятельные разработки.

За время проведения Олимпиады школьников СПбГУ по информатике сформировался творческий коллектив преподавателей и аспирантов, имеющих большой опыт организации и проведения олимпиад школьников, взявший на себя труд по организации, подготовке, методическому сопровождению Олимпиады.

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Р. Седжвик «Алгоритмы на C++», 2011, Издательство: Вильямс. 1056 с.
  • Ф. Меньшиков «Олимпиадные задачи по программированию», СПб.: Питер, 2006, 315 с.
  • Д. Златопольский «Сборник задач по программированию», Издательство: БХВ-Петербург, 2007, 240 с.
  • М. С. Долинский «Решение сложных и олимпиадных задач по программированию», Издательство: Питер, 2007, 400 с.
  • Альфред Ахо, Моника С. Лам, Рави Сети, Джеффри Ульман «Компиляторы: принципы, технологии и инструменты», Издательство: Вильямс, 2003, 1184 с.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по физике

Степень освоения курса физики, прежде всего, определяется умением применять полученное знания для решение задач. Именно решение задач Олимпиады школьников СПбГУ по физике создает представление о характерных особенностях законов физики и границах их применения. В основу любой задачи по физике положен какой-то частный случай проявления общих законов природы.

Олимпиада школьников СПбГУ по физике проводится с 1985 года. Инициатором проведения такой олимпиады и главным разработчиком ее принципов был профессор отдела теоретической физики А.Г. Изергин. С тех пор Олимпиада претерпела значительные изменения, однако главные принципы, основанные на богатейшей традиции проведения исследований и преподавания физики на Физическом факультете СПбГУ, остались неизменны.

Физика занимает обособленное место среди дисциплин, изучаемых в школе. Занятия физикой развивают абстрактное мышление, математические навыки, а также творческие способности и воображение. При изучении курса физики акцент должен быть направлен на осмысление материала и его применение для решения реальных задач, а не заучивание.

Олимпиада школьников по физике СПбГУ проводится для учащихся 8–11 классов. Участникам предлагается к решению ряд задач, соответствующих школьной программе, однако требующих комплексного анализа, творческого подхода и смекалки. В рамках проведения Олимпиады для участников организуются профориентационные встречи (в том числе онлайн-лекции) с преподавателями и учеными СПбГУ из различных областей физики. Основной задачей Олимпиады является поиск и поддержка учащихся, которые интересуются физикой и хотят изучать ее на более глубоком уровне.

Олимпиада школьников СПбГУ по физике ежегодно входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ. В состав Методической комиссии Олимпиады по физике входят кандидаты и доктора физико-математических наук, представители различных кафедр Физического факультета СПбГУ (физики высоких энергий и элементарных частиц, физики атмосферы, физики земли, электроники твердого тела, математической физики и др.), а также представители других научно-образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Участвуют учащиеся 8, 9, 10, 11 классов

Рекомендованная литература

  • С. Н. Манида, «Физика. Решение задач повышенной сложности: по материалам городских олимпиад школьников», Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  • И. И. Воробьев, П. И. Зубков, Г. А. Кутузова и др., «Задачи по физике», Учеб. пособие; под ред. О. Я. Савченко. 3-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1999
  • «Элементарный учебник физики», Учеб. пособие. В 3 т./ Под ред. Г. С. Ландсберга. — 14-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010
  • Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев, «Физика в примерах и задачах», М.: МЦНМО, 2015
  • Е. И. Бутиков, А. С, Кондратьев, «ФИЗИКА», Учеб. пособие в 3 кн. — М.:ФИЗМАТЛИТ, 2001
  • Н. Е. Савченко, «Задачи по физике с анализом их решения», М.: Просвещение, 2000

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.