Олимпиада школьников СПбГУ «Гуманитарные и социальные науки (обществознание, история)»

Олимпиада школьников СПбГУ «Гуманитарные и социальные науки» — междисциплинарное интеллектуальное соревнование по комплексу предметов обществознание и история.

Санкт‑Петербургский государственный университет как уникальный научно‑образовательный комплекс использует принцип междисциплинарности в качестве одного из основополагающих при организации научной и образовательной деятельности. Данный принцип отражает тренды развития образования и науки, а также адаптацию образовательной системы к современным технологическим вызовам.

Междисциплинарность стала не только одной из определяющих особенностей образовательных программ СПбГУ, но и важным принципом в рамках работы с одаренными школьниками. В частности, междисциплинарный подход прослеживался в олимпиаде школьников СПбГУ «Социология», на базе которой и возникла олимпиада «Гуманитарные и социальные науки». Такая трансформация интеллектуального соревнования, уже с 2011/12 учебного года входящего в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, была обусловлена необходимостью отразить междисциплинарный характер профиля Олимпиады.

Специфика Олимпиады школьников СПбГУ по гуманитарным и социальным наукам проявляется не в механическом объединении отдельных вопросов по истории и отдельных вопросов по обществознанию, а в междисциплинарном характере самих заданий, которым присуща «сквозная» проблематика.

Большинство заданий Олимпиады являются оригинальными и не имеют аналогов в российских интеллектуальных конкурсах старшеклассников. Элемент нестандартности позволяет участнику Олимпиады продемонстрировать не только знания, но и эрудицию, сообразительность, развить навыки аналитического мышления.

Олимпиада школьников СПбГУ «Гуманитарные и социальные науки» ориентирует школьников на творческое и позитивно‑критическое отношение к ранее изученному материалу, на развитие научного воображения (умение «догадываться», а не «вспоминать»), а также способностей к анализу и абстрактному мышлению.

В самих заданиях аккумулируется много полезной информации (это объясняет большой объем предлагаемого текста), что позволяет охарактеризовать Олимпиаду как интеллектуальное соревнование, ориентированное на развитие знаний, умений и навыков каждого ее участника. Кроме того, онлайн‑формат первого тура также открывает участникам простор для развития и реализации на практике «soft skills» (универсальных навыков), таких как самоорганизация и планирование самостоятельной работы.

Успешное участие в Олимпиаде открывает для старшеклассников двери на социогуманитарные образовательные программы Санкт‑Петербургского государственного университета и других ведущих высших образовательных учреждений России.

Олимпиада школьников «Гуманитарные и социальные науки» — это не просто инструмент работы с одаренными детьми, но и способ выявления и развития их способностей.

Участвуют учащиеся 9, 10, 11 классов.

2 уровень олимпиады

Это Олимпиада, в которой на протяжении двух и более лет принимает участие не менее 3 тысяч обучающихся из двадцати и более субъектов России

Методические материалы

В разделе можно скачать сборники задач за прошлые годы, найти ссылки на методические издания и другие материалы, которые помогут подготовиться к олимпиаде.

Перейти

Рекомендованная литература

  • История России до 1917 года: учебник для академического бакалавриата. А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. (Под. ред. Л.В. Милова). Т. 1–3. М., 2008
  • История России с древнейших времен до наших дней (IX — XXI вв.): курс лекций / Отв. ред. Ю.В. Тот; ред.-сост. Н.Л. Кузнецов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013
  • История России. Учебник. 4 издание, переработанное и дополненное. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • История русской философии: учебное пособие / Под общ. ред. Замалеева А. Ф.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012.
  • Новейшая история России 1914–2002. (Под. ред. М.В. Ходякова). М., 2004
  • Обществознание в 3 томах. Т.1: Человек и общество / под общ. ред. М. В. Пашкова. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб., 2021
  • Обществознание в 3 томах. Т.2: Духовная и экномическая сферы жизни общества / под общ. ред. М. В. Пашкова. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб., 2021
  • Обществознание в 3 томах. Т.3: Социальная и политическая сферы жизни общества / под общ. ред. М. В. Пашкова. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб., 2021
  • Социология: теория, история, методология, под. ред. Д.В. Иванова. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2019. 480 с.
  • Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • Богомазов, Г.Г. Экономическая история России : учебник для вузов / Г. Г. Богомазов, И. А. Благих. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 534 с.
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX в.). М., 1994
  • Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015
  • Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
  • Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.). Т.1, 2. СПб., 2003
  • Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х томах.СПб., 2015
  • Пигров К. С. Социальная философия: учебник для гуманит. вузов — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.