Олимпиада школьников СПбГУ по филологии

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии объединяет три предмета: русский язык, литературу и иностранный язык. Цель — формировать лингвистическое мировоззрение у учащихся, имеющих склонность к взаимодействию с языковым материалом на основе фундамента знаний и творческого подхода; открывать возможности школьникам проверить свои знания; транслировать уровень требований СПбГУ для будущих абитуриентов.

Сегодня Олимпиада школьников СПбГУ по филологии встраивается в широкий культурологический контекст. В эпоху информационных технологий важнейшим условием успешного и гармоничного существования личности в обществе является овладение навыками понимания и порождения текста, как устного, так и письменного.

Объединение сразу трех предметов в рамках одной олимпиады было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, такой подход отражает представления господствующих научных направлений в филологии. Олимпиада основана на школьной программе, которая всегда стремится отражать современное состояние научной мысли. Во-вторых, воспитание грамотных и широко образованных людей невозможно без работы, направленной на обучение взаимодействию с большим количеством текстовой информации текстов. Слова сегодня приобретают особый вес и ценность в связи с возможностью общаться без каких-либо ограничений, быстро получать любую интересующую информацию. Однако для использования полученной информации во благо необходимо уметь ее оценивать со всех точек зрения.

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии проводится с 2001 года. Задание отборочного этапа представляет собой тест, включающий от 50 до 100 заданий по русскому языку, литературе и иностранному языку (английский язык/ немецкий язык/ французский язык/ испанский язык).

Задание заключительного этапа носит комплексный интегративный характер и связано с анализом и творческой интерпретацией (предметной и межпредметной) художественного текста. В разные годы проведения Олимпиады участники анализировали фрагменты и целостные произведения Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. В. Ломоносова, И. А. Гончарова, М. М. Зощенко, И. С. Тургенева.

Многие участники Олимпиады впоследствии успешно обучались в СПбГУ на направлениях «Филология» и «Лингвистика».

«Хотелось бы, чтобы участие в Олимпиаде школьников СПбГУ по филологии побудило школьников к дальнейшей самостоятельной исследовательской работе и открыло новые горизонты в изучении языка и литературы. Надеемся, что на ряду со всем прочим, олимпиада даст возможность школьникам почувствовать радость познания и увидеть красоту человеческой мысли», — отмечают члены Методической комиссии и Жюри Олимпиады.

Участвуют учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.

1 уровень олимпиады

Это Олимпиада, в которой на протяжении двух и более лет принимает участие не менее 3 тысяч обучающихся из двадцати и более субъектов России

Методические материалы

В разделе можно скачать сборники задач за прошлые годы, найти ссылки на методические издания и другие материалы, которые помогут подготовиться к олимпиаде.

Перейти

Рекомендованная литература

Русский язык

  • Аванта+. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с.
  • Богданова Н.В. В чем, собственно, трудность? Основы лингвистического анализа текста: Пособие для абитуриентов. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 224 с.
  • Еськова Н.А. Популярная и занимательная филология. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 176 с.
  • Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. — СПб.: Норинт, 2002. — 192 с.
  • Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры...: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8 — 10 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  • Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1986.
  • Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М.: Русские словари, 1996. (2-е изд., испр., 2001) — 303 с.; 3-е изд. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.— 272 с.
  • Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956.
  • Розенталь Д.Э.: Практическая стилистика русского языка М.: Высшая школа, 1965. — 354 с.
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  • Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. — 584 с.

Литература

  • Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIXвека. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — 672 с.
  • Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 09. Часть 2. Русская литература. XXвек. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 688 с.
  • Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. Москва: Высшая школа, 1993. — 272 с. (или любое переиздание).
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII—начало XIXвека). — СПб.: Искусство-СПб, 1994. — 758 c.
  • Сухих И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! [Т. 1]. СПб.: Лениздат, 2013. — 580 с.
  • Сухих И.Н. От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. [Т. 2]. СПб.: Лениздат, 2013. — 540 с.
  • Сухих И.Н. От Гоголя до Чехова. [Т. 3]. От Бунина до Бродского. СПб.: Лениздат, 2013. — 760 с.
  • Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 5-е изд. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ; М.: Академия, 2004. — 208 с. (или любое издание).

Английский язык

  • A.J. Thomson, A.V. Martinet. A Practical English Grammar. (in three books) ( third/fourth edition),1986.
  • English Grammar Today. /R. Carter, M. McCarthy, G.Mark and A. O’Keeffe. Cambridge University Press., 2011. — 645 p.
  • M. Swan. Practical English Grammar. Fully revised. Third edition. — Oxford University Press. 2005, — 688 p.
  • M. Vince. Advanced Language Practice. English Grammar and Vocabulary. MacMillan Education. 2009. — 344 p.
  • Английский язык: вчера, сегодня, завтра. Брайан. Локкет. −3-е издание, переработанное. и доп.- Москва: Русскийязык. —Медиа, 2008. — 689 с.
  • Cambridge Collocations in Use. (всясерия)
  • Cambridge Idioms in Use. (всясерия)
  • Cambridge Phrasal Verbs in Use. (вся серия)

Французский язык

  • Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Серия «Пять колец». Выпуски 1,2,3. М.: Издательство Просвещение, 2008/2010/2012.
  • Бубнова Г.И. Олимпиадные задания по французскому языку. Лексико-грамматическое тестирование в двух книгах. Уровень сложности В1-В2. Издание France et en Russie: portrait comparatiste≫. — М.: Изд-во Интеллект-центр, 2004.
  • Бубнова Г.И. Tests pour reussir l’examen de francais. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective, VIII≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2004.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю.≪Le francais en perspective, IX≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю., Лисенко М.Р. Objectifs X-XI, — М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  • Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. ≪Le francais en perspective. Ecrit≫. — М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  • Французские издания по подготовке к экзаменам DELF. Уровень В1, В2. Издательства Didier, Cle, Hachette.

Немецкий язык

  • Buscha A., Friedrich K. Deutsches Übungsbuch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2001.
  • Dinsel S., Geige S. Großes Übungsbuch Grammatik. Ismaning: Hueber, 2009.
  • Dreyer H., Schmitt R.. Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik. Neubearbeitung. Ismaning: Hueber, 2000.
  • Ferenbach M., Schüßler I. Wörter zur Wahl: Wortschatzübungen Deutsch als Fremdsprachen. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2007.
  • Helbig G., Buscha J. Übungsgrammatik Deutsch. Berlin u.a.: Langenscheidt, 2000.
  • Hering A. u.a. Deutsch als Fremdsprache. Übungsgrammatik für die Mittelstufe. Ismaning: Hueber. 2009.
  • Hall K., Scheiner B. Deutsch als Fremdsprache: Übungsgrammatik für die Oberstufe. Ismaning: Hueber. 2014.
  • Schmitt R. Weg mit den typischen Fehlern — Teil 1 und 2. Ismaning: Verlag für Deutsch, 2011.
  • Schumann J. Schwierige Wörter. Übungen zu Verben, Nomen und Adjektiven. Ismaning: Hueber, 2005.
  • Techmer M., Brill L.M. Großes Übungsbuch Wortschatz. Ismaning: Hueber, 2015.
  • Изданные в Германии пособия по подготовке к экзаменам Test DaF, Goethe-Zertifikat и др. (уровни А2, В1, В2), издательства Cornelsen, Ernst Klett, Klett-Langenscheidt, Hueber.

Испанский язык

  • Арутюнова Н.Д. Трудности перевода с испанского языка на русский. Изд. 2-е, испр. М.: «Высшаяшкола», 2004.
  • Generación 3.0 (A1, A2, A2-B1, B1).EnClave- ELE. A. Martín de Santa Olalla (coordinadora). Madrid, 2017.
  • En acción (1, 2, 3) curso de español. EnClave- ELE. E. Verdía, M. Fontecha, J. Fruns. Madrid, 2015.
  • Cultura en el mundo hispanohablante (A2-B1). EnClave- ELE. Madrid, 2017.
  • Cultura en España (B1-B2). EnClave- ELE. A. Balea, P. Ramos. Madrid, 2017.
  • Vente (1, 2, 3). Libro del alumno. Fernando Marín Reyes Morales. Edelsa, Madrid, 2014.
  • El ventilador C1. Curso de español de nivel superior. M-D- Chamorro Guerrero, G. Lozano, López, A. Ríos Rojas. Difusión, Barcelona. 2006.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.