Олимпиада школьников СПбГУ по медицине

Первое среди подобных интеллектуальных соревнований, которое вошло в ежегодно утверждаемый Минобрнауки РФ перечень олимпиад школьников. 

Первоначальное название — «Дорога в медицину». Олимпиада позволяет выявить и развить интеллектуальные и творческие способности, сформировать интерес к научно-исследовательской  деятельности.

1
уровень олимпиады
Это Олимпиада, в которой на протяжении двух и более лет принимает участие не менее 3 тысяч обучающихся из двадцати и более субъектов России

Онлайн лекция-консультация по медицине. Сезон 2018/19. Заключительный этап

Онлайн лекция-консультация по медицине. Сезон 2018/19. Работа над ошибками

Олимпиада школьников СПбГУ. Сезон 2019/2020

Методические материалы

Материалы, которые помогут подготовиться к успешному выполнению заданий.

Методические материалы

В разделе можно скачать сборники задач за прошлые годы, найти ссылки на методические издания и другие материалы, которые помогут подготовиться к олимпиаде.

Перейти

Методические материалы

Материалы, которые помогут подготовиться к успешному выполнению заданий.

История олимпиады

Медицинский факультет участвует в олимпиадном движении более 20 лет. В 1997 году Малый медицинский факультет Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных совместно с Медицинским факультетом СПбГУ начал регулярное проведение Медико-биологической олимпиады старшеклассников «Человек и его здоровье» (ныне – Санкт-Петербургская медико-биологическая олимпиада школьников). В 2009 году Ученый совет Медицинского факультета принял решение продолжить олимпиадное движение в рамках Олимпиады школьников СПбГУ.

Актуальность проведения Олимпиады школьников по медицине определялась тем, что до 2010 года в утверждаемом Минобрнауки РФ Перечне олимпиад не было олимпиад медицинской направленности. Профориентационная работа среди поступающих в медицинские вузы необходима, при этом общеобразовательного предмета, соответствующего профилю будущего обучения, не существует.

Особенность Олимпиады состоит в том, что участники должны продемонстрировать как подготовку в области медицинских знаний, так и знания физике, химии, ОБЖ и особенно биологии. От современного врача требуется не только механическое запоминание признаков той или иной болезни, но и достижений естественных наук, расширяющих представления о сущности болезней человека и его здоровья. Первый декан Медицинского факультета академик Юрий Викторович Наточин на своих лекциях повторяет студентам: «…Разностороннее образование, обширные знания в области фундаментальной науки — важное условие в системе подготовки врача. При постановке диагноза, назначении лечения врач должен владеть точными физиологическими знаниями, пониманием особенностей отклонения от нормы молекулярных процессов обеспечения функций, что поможет назначить пациенту адекватную фармакотерапию…»

Методическая комиссия, в состав которой входят Академик РАН, доктора наук, кандидаты биологических и медицинских наук, выполняет большую работу по составлению интересных творческих заданий. Члены Методической комиссии и Жюри выпустили несколько пособий в помощь участникам Олимпиады по медицине, в которых  представлены задания прошлых лет с алгоритмами ответов, а также задания для проверки собственных знаний.

Рекомендованная литература

Для подготовки к Олимпиаде рекомендуется использовать школьные учебники по биологии последних 4-5 лет издания с грифом Министерства образования и науки РФ «утверждено», «рекомендовано» или «допущено». Проверить себя можно по изданиям, разработанным с участием Федерального института педагогических измерений в 2018-2019 годах, например, по тематическим тренировочным заданиям ЕГЭ.

Барабанов С. В. Анатомия и физиология человека. Атлас. — М.: Просвещение, 2007.

Брэм А. Э. Жизнь животных. В трех томах: 1 т. — Млекопитающие, 2 т. — Птицы, 3 т. — Пресмыкающиеся. «Терра», 1992.

Быков В. Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) — СПб., СОТИС, 2002

Гайворонский И. В., Яблонский П. К., Ничипорук Г. И. Анатомия здорового и нездорового образа жизни.-Санкт-Петербург. СпецЛит, 2014.

Жизнь животных. Т.4-7. Гл Ред. В. Е. Соколов. М., «Просвещение», 1989

Первый шаг по дороге в медицину. Учебное пособие в помощь участникам олимпиады школьников «Дорога в медицину». Астратенкова И. В., Балахонов А. В., Голованова Н. Э., Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Кулибаба Т. Г., Парийская Е. Н. — Издательство «СпецЛит», 2016.

Первый шаг по дороге в медицину. Учебное пособие в помощь участникам олимпиады школьников «Дорога в медицину». Астратенкова И. В., Балахонов А. В., Голованова Н. Э., Захарова Л. Б., Кулибаба Т. Г., Парийская Е. Н. — 2-е издание, исправленное и дополненное.- Издательство «СпецЛит», 2018.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.. Биология (в 3-х томах). Biological Science. Издательство: Мир, 2008. Том 1 — 454с., Том 2- 436с., Том 3

Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — 3-е изд. — М.: Изд-во «Мир», 2005. Том 1 — 323 с., Том 2 — 314 с., Том 3

Школьные олимпиады СПбГУ. Медицина. Методические указания. Под ред. Т. Г. Кулибаба. — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017.

Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Медицина. Учебно-методическое пособие. Под ред. Т. Г. Кулибаба. — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: med-olymp@spbu.ru