Олимпиада школьников СПбГУ по социологии (комплекс предметов обществознание, история)

 

quote-sociol

   

Orange-info

Социология — инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. «Видеть окружающий мир в фокусе социологии» — значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.

Одним из важнейших методологических принципов в социологииявляетсямеждисциплинарный подход.Именно социология, применительно к школьной программе, позволяет объединить предметные области обществознания и истории в ракурсе социального знания. Нет общества без истории, как и истории вне общества. Опираясь на уже полученный багаж знаний, старшеклассник получает возможность по-новому осмыслить исторические, социальные процессы и явления и попытаться их творчески интерпретировать через призму социологической науки.

Задания Олимпиады нацелены на формулировку собственного подхода участника олимпиады к решению сложных социальных проблем, выявлению закономерностей социально-исторических процессов, понимание эволюции социальных институтов.

Специфика Олимпиады проявляется не в объединении в варианте отдельных вопросов по обществознанию и отдельных вопросов по истории, а в междисциплинарном характере самого типа задания. Например, на основе исторического текста могут быть предложены вопросы как по истории, так и по обществознанию и наоборот. По сути, это междисциплинарная социогуманитарная Олимпиада, выстроенная в рамках профиля «Социология», что делает ее уникальной.

Большинство заданий Олимпиады являются оригинальными и не имеют аналогов в российских интеллектуальных конкурсах старшеклассников. Элемент нестандартности позволяет участнику Олимпиады показать не только знания, но и эрудицию, сообразительность, развивают навыки аналитического мышления. Междисциплинарный характер вопросов уже сам по себе предполагает творческую компоненту. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося отражает его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

Школьная Олимпиада не только поддерживает и развивает интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулирует активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, и таким образом, помогает школьникам формировать свой уникальный творческий мир.

Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, — способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, и начинаем «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.

В этой связи, Олимпиада по социологии позволяет школьнику провести ревизию ранее изученного материала, развивает его научное воображение (умение «догадываться», а не «вспоминать»), способности к анализу и абстрактному мышлению, расширяет социальный кругозор.

Особую роль в рамках социологического знания приобретает развитие умения мыслить, используя логические конструкции, понятия и доказательства.

Поэтому, одна из задач Олимпиады, — это погружение участников в область критического мышления. Она реализуется в заданиях, на которые не может быть однозначного ответа. Акцент переносится с готовых клише на логическое рассуждение, где в зависимости от аргументации, может быть дан тот или иной ответ.

В самих заданиях содержится много полезной информации (это объясняет большой объем текста в варианте), что позволяет характеризовать Олимпиаду как «развивающую» для каждого из участников. Материалы заданий, размещенные на сайте СПбГУ в разделе Олимпиады школьников, могут служить неоценимым подспорьем для творческой работы учителей средних учебных заведений со старшеклассниками.

Расширение социального кругозора, выявление аналитических способностей и развитие научного воображения старшеклассников, погружение в область критического мышления, все это станет неоценимым опытом участников Олимпиады, вкладом в формирование будущей интеллектуальной элиты нашей страны.

Таким образом, Олимпиада становится не только инструментом работы с одаренными детьми, но и способом выявления и развития их способностей.

Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады, осуществляется с учетом действующих нормативных документов, определяющих социально-гуманитарную составляющую проблематики образовательного процесса в современной российской школе.

 

!Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2019 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников

 

 

 

Orange-contact

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Orange-history

Олимпиада школьников СПбГУ по комплексу предметов обществознание и история основана в 2005 году.

Конкурсное мероприятие задумывалось как своеобразный мост, связка между средней школой и Университетом, площадкой, где учащийся смог бы ощутить себя начинающим исследователем, представить свои идеи, поучаствовать в дискуссии. Для состязания в первом (заочном) туре необходимо было выполнить работу, используя жанры эссе или ученического исследования, выбрав одну из предлагаемых тем обществоведческой направленности. По результатам конкурсного отбора во второй тур выходили те, кто смог оригинально изложить авторскую позицию и продемонстрировать умение работать с научной и публицистической литературой. Заключительный этап проводился в очной форме, где участники должны были защитить свои работы, отвечать на вопросы экспертов, отстаивая собственную позицию.

2008-2009 учебный год — важный этап в развитии олимпиады «Социология». Теперь она проводится по комплексу предметов обществознание и история. Также претерпел изменения и формат проведения. В целях наиболее широкого охвата потенциального круга участников в отборочном туре стали применяться технологии дистанционного тестирования, а заключительный тур стал проводиться в письменной форме. При этом оригинальный характер заданий по-прежнему обеспечивал возможностьраскрытия творческих способностей участников, навыков аналитического и абстрактного мышления, умения выявлять причинно-следственные связи в развитии исторических процессов и современных общественных явлений.

В 2011-2012 учебном году Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки, став первым в стране подобным мероприятием для школьников по комплексу предметов обществознание и история, объединенных профилем «социология».

2014-2015 учебный год — силами методической комиссии, объединяющей представителей направлений «Социология» и «История» СПбГУ, создается новая версия отборочного и заключительного этапов Олимпиады. Цель — более эффективно использовать, усилить специфику Олимпиады, обусловленную ее междисциплинарным характером.

2016-2018 за два года в Олимпиаде приняли участие более 4000 участников из 80 регионов РФ, а также стран Ближнего зарубежья.

 

 

foto soc

 

 

 

 

Orange-liter

 

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. / Под. ред. Л.В. Милова. Т. 1–3. М., 2006.
  2. Новейшая история России 1914–2002. (Под. ред. М.В. Ходякова). М., 2004.
  3. Обществознание: Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей: В 3 т. / Под ред. Е.А. Кащеевой, М.В. Пашкова, А.И. Стребкова. – 2-е изд., СПб., 2011.
  4. Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012.
  5. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012.
  6. Социология: методические указания / под ред. Е. Г. Мельникова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2017.
  7. Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.Школьный словарь по обществознанию. 10-11классы. М., 2010.
  8. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. М., 2015.
  9. Бушуев С.В., Миронов Г.Е.История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1 – 3. М., 1991.
  10. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.Россия и мир. 10 класс. М., 2001;
  11. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н.Введение в политологию. 10-11 классы. 4-е изд. М., 2001.
  12. Гуревич П.С.Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы. М., 2010.
  13. Гусев Д.А.Введение в философию. 10-11 классы. М., 2001.
  14. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф.Отечественная история (до 1917г.): Учеб. пособие. / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. М., 2002.
  15. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник. 2–е издание М., 2010.
  16. Деревянко А. П., Шабельников Н. А. История России с древнейших времен до конца XXв. М., 2001.
  17. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия. Западная Европа и Древний Восток. 4-е изд. М., 2004.
  18. Коржихина T. П.Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 - декабрь 1991. М., 1995.
  19. Корнилов А.А.Курс истории России XIX века. М., 1993.
  20. Кравченко А.И.Введение в социологию. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. 4-е изд. М., 2001.
  21. Кривошеев М.В., Кривошеев Ю.В.История Российской империи. СПб., 2000.
  22. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для 10-11 классов. 3-е изд. М., 2003.
  23. Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015.
  24. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: символы, контуры, знаки. СПб., 2008.
  25. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX в.). М., 1994.
  26. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
  27. Миронов Б. Н.Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ в.). Т.1, 2. СПб., 2003.
  28. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. 2-е изд., испр., доп. М., 2012.
  29. Миронов Б.Н.Историческая социология России. СПб., 2015.
  30. Миронов Б.Н.Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х томах.СПб., 2015.
  31. Ратьковский И.С., Ходяков М.В.История Советской России. СПб., 2001.
  32. Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси (историко-бытовые очерки XI-XIII вв.) М., Л.
  33. Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII вв. М., 1997. и другие книги автора.
  34. Стариков Н.В.История России с древнейших времен до XX в. Справочник студента. М., 2001.
  35. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб., 2001.
  36. Федосюк Ю.А.Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX в. М., 2001.
  37. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф.Обществознание. Политика и право. 10-11 классы. М., 2000.

 

Список победителей и призёров Олимпиады школьников СПбГУ по социологии в 2017/18 учебном году, продолжающих освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования

Нижеуказанные учащиеся допускаются к участию в заключительном этапе Олимпиады школьников СПбГУ в 2018/19 учебном году без участия в отборочном этапе
 

ФИО Населённый пункт образовательного учреждения Название образовательного учреждения Класс в 2017/18 учебном году
Будилова Зинаида Александровна Ярославль МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов „Провинциальный колледж“» 10
Кириллов Константин Сергеевич Киров КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» 10
Агапитов Артем Юрьевич Санкт-Петербург ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 324 Курортного района Санкт-Петербурга 9
Калинин Фёдор Алексеевич Киров КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» 9
Жаворонков Богдан Олегович Москва Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М. В. Ломоносова 10
Каблинова Оксана Алексеевна Екатеринбург Специализированный учебно-научный центр ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» 10
Тумакова Ангелина Вячеславовна Нижний Новгород МБОУ «Гимназия № 136» 10

 

 

 

Ответственный за содержание: первый заместитель первого проректора по образовательной деятельности А. В. Бабич.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Контактная информация

Тел.: 8 (812) 363–60–63

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: с 10:00 до 19:00

анкета

анкета

анкета
сборник
другие
аг