Олимпиада школьников СПбГУ по социологии (комплекс предметов обществознание, история)

 

quote-sociol

Orange-info

 

На сегодняшний день Олимпиада школьников СПбГУ по социологии (комплекс предметов обществознание и история) является единственной, проводимой по данному профилю в Перечне олимпиад школьников, ежегодно утверждаемом Министерством образования и науки РФ. 

 
Почему именно «Социология»?
 

Социология – инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. «Видеть окружающий мир в фокусе социологии» - значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.

Одним из важнейших методологических принципов в социологии является междисциплинарный подход. Именно социология, применительно к школьной программе, позволяет объединить предметные области обществознания и истории в ракурсе социального знания. Нет общества без истории, как и истории вне общества. Опираясь на уже полученный багаж знаний, старшеклассник получает возможность по-новому осмыслить исторические, социальные процессы и явления и попытаться их творчески интерпретировать через призму социологической науки.

Задания Олимпиады нацелены на формулировку собственного подхода участника олимпиады к решению сложных социальных проблем, выявлению закономерностей социально-исторических процессов, понимание эволюции социальных институтов.

Специфика Олимпиады проявляется не в объединении в варианте отдельных вопросов по обществознанию и отдельных вопросов по истории, а в междисциплинарном характере самого типа задания. Например, на основе исторического текста могут быть предложены вопросы как по истории, так и по обществознанию и наоборот. По сути, это междисциплинарная социогуманитарная Олимпиада, выстроенная в рамках профиля «Социология», что делает ее уникальной.

Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, - способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.

В этой связи, Олимпиада по социологии позволяет школьнику провести ревизию ранее изученного материала, развивает его научное воображение (умение «догадываться», а не «вспоминать»), способности к анализу и абстрактному мышлению, расширяет социальный кругозор.

Особую роль в рамках социологического знания приобретает развитие умения мыслить, используя логические конструкции, понятия и доказательства. Поэтому, одна из задач Олимпиады, - это погружение участников в область критического мышления. Она реализуется в заданиях, на которые не может быть однозначного ответа. Акцент переносится с готовых клише на логическое рассуждение, где в зависимости от аргументации, может быть дан тот или иной ответ.

В самих заданиях содержится много полезной информации (это объясняет большой объем текста в варианте), что позволяет характеризовать Олимпиаду как «развивающую» для каждого из участников. Материалы заданий прошлых лет, размещенные на сайте СПбГУ в разделе Олимпиады школьников, могут служить неоценимым подспорьем для творческой работы учителей средних учебных заведений со старшеклассниками.

Расширение социального кругозора, выявление аналитических способностей и развитие научного воображения старшеклассников, погружение в область критического мышления, все это станет неоценимым опытом участников Олимпиады, вкладом в формирование будущей интеллектуальной элиты нашей страны.

Таким образом, Олимпиада становится не только инструментом работы с одаренными детьми, но и способом выявления и развития их способностей.

Победители Олимпиады пользуются льготами при поступлении в Санкт-Петербургский государственный университет и другие ведущие вузы.

Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады, осуществляется с учетом действующих нормативных документов, определяющих социально-гуманитарную составляющую проблематики образовательного процесса в современной российской школе.

 
 

 

!Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2017 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников

 

foto soc 2

 

Orange-contact

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Orange-history

 

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по Социологии (комплекс предметов обществознание, история) основана в 2005 году.

Конкурсное мероприятие задумывалось как своеобразный мост, связка между средней школой и Университетом, площадкой, где учащийся смог бы ощутить себя начинающим исследователем, представить свои идеи, поучаствовать в дискуссии. Для состязания в первом (заочном) туре необходимо было выполнить работу, используя жанры эссе или ученического исследования, выбрав одну из предлагаемых тем обществоведческой направленности. По результатам конкурсного отбора во второй тур выходили те, кто смог оригинально изложить авторскую позицию и продемонстрировать умение работать с научной и публицистической литературой. Заключительный этап проводился в очной форме, где участники должны были защитить свои работы, отвечать на вопросы экспертов, отстаивая собственную позицию.
2008-2009 учебный год – важный этап в развитии олимпиады «Социология». Теперь она проводится по комплексу предметов история и обществознание. Также претерпел изменения и формат проведения. В целях наиболее широкого охвата потенциального круга участников в отборочном туре стали применяться технологии дистанционного тестирования, а заключительный тур стал проводиться в письменной форме. При этом оригинальный характер заданий по-прежнему обеспечивает возможность раскрытия творческих способностей участников, навыков аналитического и абстрактного мышления, умения выявлять причинно-следственные связи в развитии исторических процессов и современных общественных явлений.
В 2011-2012 учебном году Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки, став первым в стране подобным мероприятием для школьников по комплексу предметов история и обществознание, объединенных профилем «социология».
В 2011-2012 учебном году Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки, став первым в стране подобным мероприятием для школьников по комплексу предметов история и обществознание, объединенных профилем «социология».
2014-2015 учебный год – силами методической комиссии, объединяющей представителей направлений «Социология» и «История» СПбГУ, создается новая версия заключительного этапа Олимпиады. Цель – более эффективно использовать, усилить специфику Олимпиады, обусловленную ее междисциплинарным характером.

В 2016-2017 учебном году в Олимпиаде приняли участие более 2-х тысяч участников из 63-х регионов РФ, а также Ближнего зарубежья. Доля участников из невыпускных классов составила более 35%. 

 

 

foto soc

 

 

 

 

Orange-liter

 

1.     История России с древнейших времен до начала XXI века. / Под. ред. Л.В. Милова. Т. 1–3. М., 2006.

2.     Новейшая история России 1914–2002. (Под. ред. М.В. Ходякова). М., 2004.

3.     Обществознание: Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей: В 3 т. / Под ред. Е.А. Кащеевой, М.В. Пашкова, А.И. Стребкова. – 2-е изд., СПб., 2011.

4.     Олимпиада по обществознанию в Санкт-Петербургском государственном университете в 2012-2014 годах. Методические указания и перечень заданий. / А.В. Алейников и др.; Под ред. М.В. Пашкова, С.Д. Савина. СПб., 2014.

5.     Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012.

6.     Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012.

7.     Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Школьный словарь по обществознанию. 10-11классы. М., 2010.

8.     Беловинский Л.В., Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. М., 2015.

9.     Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1 – 3. М., 1991.

10.  Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. М., 2001;

11.  Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. 10-11 классы. 4-е изд. М., 2001.

12.  Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы. М., 2010.

13.  Гусев Д.А. Введение в философию. 10-11 классы. М., 2001.

14.  Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917г.): Учеб. пособие. / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. М., 2002.

15.  Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник. 2–е издание М., 2010.

16.  Деревянко А. П., Шабельников Н. А. История России с древнейших времен до конца XXв. М., 2001.

17.  Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия. Западная Европа и Древний Восток. 4-е изд. М., 2004.

18.  Коржихина T. П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 - декабрь 1991. М., 1995.

19.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

20.  Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. 4-е изд. М., 2001.

21.  Кривошеев М.В., Кривошеев Ю.В. История Российской империи. СПб., 2000.

22.  Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для 10-11 классов. 3-е изд. М., 2003.

23.  Лебина Н.Б., Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015.

24.  Лебина Н.Б., Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: символы, контуры, знаки. СПб., 2008.

25.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX в.). М., 1994.

26.  Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998

27.  Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ в.). Т.1, 2. СПб., 2003.

28.  Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. 2-е изд., испр., доп. М., 2012.

29.  Миронов Б.Н. Историческая социология России. СПб., 2015.

30.  Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х томах.СПб., 2015.

31.  Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России. СПб., 2001.

32.  Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси (историко-бытовые очерки XI-XIII вв.) М., Л.

33.  Скрынников Р. Г. История Российская IX - XVII вв. М., 1997. и другие книги автора.

34.  Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX в. Справочник студента. М., 2001.

35.  Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб., 2001.

36.  Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX в. М., 2001.

37.  Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Обществознание. Политика и право. 10-11 классы. М., 2000.

 

 

 

Заместитель по учебным и внеучебным вопросам Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе — начальник Управления по организации приёма А. В. Бабич, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Контактная информация

Тел.: 8 (812) 363–60–63

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: с 10:00 до 19:00

анкета
сборник
другие
аг