Олимпиада школьников СПбГУ по биологии

Олимпиада школьников СПбГУ по биологии призвана развить познавательные и творческие способности школьников, привлечь их в мир науки, поддержать наиболее подготовленных и талантливых учащихся, которые хотели бы овладеть естественнонаучными специальностями и получить качественное профессиональное образование.

Олимпиада школьников СПбГУ по биологии – уникальная возможность проверить свои знания, поскольку в Олимпиаде ежегодно принимают участие более 6 000 человек, — оценка будет достоверной. С другой стороны, участие в ней позволит получить новые знания и навыки анализа фактов и закономерностей.

1
уровень олимпиады
Это Олимпиада, в которой на протяжении двух и более лет принимает участие не менее 3 тысяч обучающихся из двадцати и более субъектов России

Онлайн лекция-консультация по биологии. Сезон 2018/19. Отборочный этап

Онлайн лекция-консультация по биологии. Сезон 2018/19. Заключительный этап

Онлайн лекция-консультация по биологии. Сезон 2018/19. Работа над ошибками

Олимпиада школьников СПбГУ. Сезон 2019/2020

Методические материалы

Материалы, которые помогут подготовиться к успешному выполнению заданий.

Методические материалы

В разделе можно скачать сборники задач за прошлые годы, найти ссылки на методические издания и другие материалы, которые помогут подготовиться к олимпиаде.

Перейти

Методические материалы

Материалы, которые помогут подготовиться к успешному выполнению заданий.

История Олимпиады

Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета более 55 лет организационно и методически обеспечивает различные интеллектуальные соревнования для школьников по биологии, в том числе Городскую олимпиаду школьников и практический тур регионального этапа Всероссийской олимпиады. Накопленный опыт организации олимпиад лег в основу концепции Олимпиады школьников СПбГУ по биологии.

Олимпиада школьников СПбГУ по биологии стартовала в 2006/07 учебном году. Первые годы она проводилась исключительно для учащихся выпускных классов. В 2009/10 учебном году Олимпиада была впервые включена в Перечень олимпиад школьников.

Сегодня Олимпиада проводится для учащихся 5-11 классов. Для каждой возрастной группы разрабатываются отдельные творческие задания, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта («школьной программы»).

За прошедшие годы в Олимпиаде школьников СПбГУ по биологии приняли участие около 40000 школьников из 82 субъектов Российской Федерации и 11 стран СНГ и Прибалтики. На протяжении многих лет Олимпиада школьников СПбГУ по биологии имеет максимальный 1 уровень по результатам аттестации Российского Совета Олимпиад школьников.

На данный момент в научно-преподавательской среде биологического факультета СПбГУ сформировалась творческая группа профессоров, преподавателей и аспирантов, имеющих большой опыт проведения олимпиад по биологии и экологии, взявшая на себя труд по организации, подготовке, а также методическому сопровождению и проверке олимпиадных заданий.

Задания Олимпиады по предмету «Биология» прошлых лет

Примеры заданий с решениями

Рекомендованная литература

Ботаника и микробиология

Школьные учебники и пособия

Пасечник В. В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс. М. «Дрофа». 2006

Шапиро Я. С., Панина Г. Н., Микробиология 10-11 классы; учебное пособие, Вентана-Граф, 2008.- 272 с.

Научно-популярная литература

Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. М., Издательский дом Мещерякова, 2008. — 416 с.

Жизнь растений. Т. 1-6. Гл. Ред. А.Л.Тахтаджян. М., «Просвещение». 1982.

Поль Де Крюи Охотники за микробами. М., «Амфора», 2006.

Учебная и научная литература

Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 2. Ботаника. Оникс. 2009. — 544 с.

Васильев А.Е., Воронин Н. С., Еленевский А. Г. и др. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений. М., «Просвещение». 1988.

Великанов Л. Л., Горибова Л.В., Горбунова М. В. Курс низших растений. М., «Высшая школа».- 1981.

Комарницкий Н. А., Курсанов Л. В., Уранов А. А. Ботаника. Систематика растений. М., 1975.

Зоология беспозвоночных

Школьные учебники и пособия

Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Беспозвоночные. 7 класс. Издательства: АСТ, Астрель, 2002.

Дольник В. Р., Козлов М. А. Биология : Беспозвоночные животные: пособие для учащихся. М., «Просвещение», 2005 – 158 с. (Серия атласов для школьников, посвященных различным группам беспозвоночных – от простейших до членистоногих)

Научно-популярная литература

Акимушкин И. И. Приматы моря. OZON.RU. 2011. – 108 с.

Жизнь животных Т.1-3. Гл. ред. В.Е. Соколов. М., «Просвещение», 1989.

Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. Изд. 2-е – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 408 с.

Козлов М.А. Не просто букашки. Гидрометеоиздат. 1994. – 224 с.

Наумов Д.В., Пропп М.В., Рыбаков С.Н. Мир кораллов. «Гидрометеоиздат». 1985. – 360 с.

Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. «Эксмо», 2007. – 703 с. (Сокращенный вариант предыдущей книги)

Халифман И.А. Муравьи. М., «Молодая гвардия», 1963. — 304 с.

Халифман И.А. Пароль скрещенных антенн. М., «Детская литература», 1967. – 413 с.

Учебная и научная литература

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. М., «Высшая школа»,1980.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М. «Высшая школа», 1981.

Хаусман К. Протозоология. М. «Мир», 1988.

Шарова И. Х., Зоология беспозвоночных, М., 2002. — 592 с.

Зоология позвоночных

Школьные учебники и пособия

Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Хордовые. 8 класс. Издательство: АСТ, Астрель, СпецЛит, 2002

Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология. Позвоночные животные : пособие для учащихся. М., «Просвещение», 2005. – 142 с. (Серия атласов для школьников, посвященных различным группам позвоночных – от рыб до млекопитающих)

Научно-популярная литература

Брэм А.Э. Жизнь животных. В трех томах: 1 т. – млекопитающие, 2 т. – Птицы, 3 т. – Пресмыкающиеся. «Терра», 1992.

Жизнь животных. Т.4-7. Гл Ред. В.Е. Соколов. М., «Просвещение», 1989

Стишковская Л.Л. Вечные странники (Жизнь амфибий, как она есть) 1988.- 192 с.

Учебная и научная литература

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология. Оникс. 2009. 544 с, ил.

Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах. М., «Высшая школа», 1979.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х томах М. Мир. 1992.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. М., «Мир», 1989.

Биология человека

Школьные учебники и пособия

Барабанов С. В. Атлас. Биология. Человек. М.: Просвещение, 2007.

Батуев А. С., Кузьмина И. Д., Ноздрачев А. Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф. Биология. Человек. 9 класс, 7-е издание, М.: Дрофа, 2005.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.

Научно-популярная литература

Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. М. «Педагогика-Пресс»,1994; СПб, 2003. (Новое издание: Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. – 320 с.)

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: «Наука», 1987.

Учебная и научная литература

Агаджанян Н. А. и др., Основы физиологии человека, 2-е изд., исправленное.-М.: РУДН, 2001.-408с.

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 1. Анатомия. Оникс. 2009. 864 с, ил.

Козинцев А.Г. Проблема грани между человеком и животными: антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1997. № 4.

Козлов В.И. Цехмистренко Т.А. Анатомия центральной нервной системы. М.: «Мир», «Аст», 2003

Ноздрачев А.Д. и др. Начала физиологии. СПб., «Лань», 2001.
Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Мир», 2005. Том 1 – 323 с., Том 2 – 314 с., Том 3 – 228 с.

Биохимия, цитология и гистология, генетика, биология развития

Школьные учебники и пособия

Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология. Учебник для 10-го класса средней школы. Часть I. М., МИРОС. 1999.- 224 с.

Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология. Учебник для 10-го класса средней школы. Часть II. М., МИРОС. 1999.- 334 с.

Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6 класса. М., «МИРОС». 1992 – 232 с.

Дымшиц Г.М., Высоцкая Л.В., Бородин П.М. Биология 10-11 класс. Части I и II. Серия «Академический школьный учебник». М. «Просвещение». 2010.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2010.

Научно-популярная литература

Докинз Р. Эгоистичный ген. М. «Мир». 1993.

Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004.

Плавильщиков Н.Н. Гомункулюс. Очерки из истории биологии. М., «Детская литература». 1971. – 432 с.

Франк-Каменский М.Д. Век ДНК. – М.: КДУ, 2004

Учебная и научная литература

Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., «Мир», 1988.

Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Роберт К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. Т 1-3. М., «Мир», 1995.

Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) – СПб., СОТИС, 2002

Заварзин А.А. Сравнительная гистология. СПб, изд. СПбГУ, 2000.

Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. СПб., «Н-Л», 2010.

Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. – М.: Дрофа, 2004.

Мушкамбаров Н. Н., Кузнецов С. Л., Молекулярная биология, Изд. Медицинское информационное агенство, 2007.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. 3-е изд. — М.: Мир, 2004. Том 1 – 454 с.Том 2 — 436 с. Том 3- 45 1 с.

Чуйкин А.Е. Общая биология, СПб, Политехника, 2004. -672 с.:ил.

Экология и охрана природы

Научно-популярная литература

Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М., «Наука». 1986. – 164 с.

Хайлов К.М., Юрченко Ю.Ю., Снегирев С.М. От растения к Биосфере: Антиучебник. Благотворительный фонд «Институт Ноосферы». Одесса. Друк. 2005.- 272 с.

Учебная и научная литература

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология Особи, популяции и сообщества. В 2-х т. М. Мир. 1989.

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Издательство С.-Петербургского университета. 2002. – 144 с.

Гиляров А.М. Популяционная экология. М. Изд-во МГУ, 1990. – 191 с.

Нинбург Е.А. Введение в общую экологию (подходы и методы). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005.

Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981

Эволюционное учение и антропогенез

Научно-популярная литература

Викерс-Рич П., Рич Т.Х., Фентон М.А. Каменная книга: Летопись доисторической жизни. «Наука». М. 1997.

Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. М., «Мир». 1984

Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология. Издательство: НЦ ЭНАС. Серия: О чем умолчали учебники. 2007.

Животовский Л., Хуснутдинова Э. Генетическая история человечества // В мире науки. 2003. № 7.

Красилов В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток: ДВНЦ, 1986.

Симпсон Дж. Великолепная изоляция. История млекопитающих Южной Америки. М., «Мир». 1983. – 256 с.

Янковский Н.К., С.А. Боринская. Наша история, записанная в ДНК // Природа. 2001. № 6.

Учебная и научная литература

Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., «Мир». 1974. – 460 с.

Тыщенко В. П. Введение в теорию эволюции. СПб, изд. СПбГУ, 1992.

Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М., «Высшая школа», 1989.

Этология

Научно-популярная литература:

Арцт Ф. Умные растения. Как они приманивают и обманывают, предупреждают собратьев, защищаются и зовут на помощь, когда оказываются в опасности. М.: «Ломоносовъ», 2011, 240 с.

Гудолл Дж.Шимпанзе в природе: поведение. М.: «Мир», 1992.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., «Амфора», 2001. – 349 с.

Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

Учебная и научная литература

Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. М. «Высшая школа». 2002.-384 с.

Сифарт Р. М., Д. Л. Чини. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2-3.
Хайнд Р. Поведение животных. М., «Мир», 1975.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: bio-olymp@spbu.ru