Дата публикации:

Олимпиада школьников СПбГУ по истории

Главная задача олимпиады — поиск юных талантов, увлеченных наукой, творчеством, склонных к исследовательской деятельности и получающих удовольствие от обучения, стремящихся стать успешными студентами, а в будущем — настоящими профессионалами своего дела. Олимпиада отличается от других форм проверки знаний, умений и навыков своим образовательным и культурно-воспитательным потенциалом. Внимательное знакомство с формулировками заданий, методикой их выполнения, общими рекомендациями по подготовке к соревнованию, с одной стороны, способствует формированию компетентного подхода к выбранному предмету, а с другой — усиливает заинтересованность, азарт, творческие навыки.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по истории впервые была проведена в 2006/2007 учебном году. Главной задачей для организаторов Олимпиады стал поиск талантливых школьников, интересующихся историей. Для этого с каждым годом совершенствовалась система учебно-методического сопровождения Олимпиады, разрабатывались разные типы заданий, направленные на развитие творческого потенциала участников. Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, а затем, в 2011/2012 учебном году Олимпиаде по истории был присвоен высший I уровень.

Важнейшей особенностью Олимпиады школьников СПБГУ по истории является дифференцированный подход к составлению заданий для разных возрастных групп учащихся. Так, методическая комиссия разрабатывает задания отдельно для 6-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Содержание заданий в каждой группе охватывает весь материал школьного курса истории, но акцент делается на материале, изучаемом или уже изученном участником Олимпиады:

6-7 классы. Задания строятся на материале, изучаемом в 5-7 классах, т.е. охватывают историю Древнего мира, историю Средних веков и Возрождения, а также историю Нового времени до 1789 года. Задания по отечественной истории отсылают к событиям, начиная с древнейших времен до 1796 года, при этом могут быть включены и задания, требующие знания важнейших событий истории России более позднего периода, таких, например, как Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, Великая Отечественная война.

8-9 классы. Задания хронологически охватывают период с древнейших времен до 1945 года и связаны с событиями и процессами отечественной истории, а также с событиями всемирной истории, которые имели отношение или оказали влияние на отечественную историю (например, Великая Французская революция, объединение Германии и т.п.). В данной возрастной группе задания связаны в основном с политической историей или с историей русской культуры.

10-11 класс. Задания для этой возрастной группы отсылают к наиболее сложным событиям, явлениям, процессам отечественной и мировой истории. Участнику олимпиады недостаточно знать ключевые события, он должен продемонстрировать знания и умения, которые можно приобрести, углубленно и последовательно изучая историю. Хронологические рамки охватывают период с древнейших времен до конца XX века. Вопросы, связанные с экономическими, геополитическими, социальными и культурными процессами, занимают главное место.

Участвуют учащиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

Методические рекомендации

  1. Беседина Е. А., Буркова Т. В., Даудов А. Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции. 2014. С. 66-71.
  2. Семёнов В. В. Актуальные вопросы довузовской подготовки школьников в области исторической науки (на основе анализа материалов олимпиады школьников и подготовительных курсов) // 2012 год — год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 41-47.
  3. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Прошлое страны в мемориальных досках: задания Олимпиады школьников по истории // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 40-42.
  4. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Публичная история в вопросах университетской олимпиады (Олимпиада СПбГУ по истории для школьников) // Кубанские исторические чтения. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 143-150.

Учебники

  1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2015.
  2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX — начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2012.
  3. Арсентьев, К М. История России. 9 класс: в 2 ч. / под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Борисов, К С. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1.: История России с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  5. Буганов, В. И. История России. Конец XVII-XIX век: учеб. 10 класс. Углубленный уровень / под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2012.
  6. Вигасин, А.А., Годер, И.В., Свенцицская, И.С. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2014.
  7. Волобуев, О. В. История России. 11 класс.: учеб. Углубленный уровень: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  8. Горинов, М. М. История России. 10 класс: в 3 ч. — М.: Просвещение, 2016.
  9. Данилов, А. А. История России. 10 класс: в 2 кн. — М.: Просвещение, 2013.
  10. Данилов, А. А. История России. 9 класс. — М.: Просвещение, 2013.
  11. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX — начало XXI в. Учебник для 11 класса: Для общеобразовательных учреждений. — М.: Рус. слово, 2013.
  12. Загладин, Я В. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Углубленный уровень. — М.: Русское слово, 2012.
  13. Измозик, В.С., Рудник, С.Н. История России. 11 кл. 2-е изд., доработ. и доп. — М.: 2013.
  14. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  15. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  16. Искендеров, А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
  17. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный и базовый уровни / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Просвещение, 2011.
  18. Левандовский, А. А. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2: История России XVIII — XIX веков / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  19. Левандовский, А. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2015.
  20. Павленко, Н. И. История России. 10 класс. Углубленный уровень: учеб.: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  21. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. 10 класс: в 2 ч. — М.: Русское слово, 2013.
  22. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. — М.: Просвещение, 2014.
  23. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. — М.: Просвещение, 2014.

Учебные пособия

  1. Великие государственные деятели России [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. С. Киселева. — М.: Владос, 1996.
  2. Голиков, А. Г. Методика работы с историческими источниками / под ред. проф. А. Г. Голикова. — М.: Академия, 2014.
  3. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : Учеб. пособие / под ред. проф. И.Я. Фроянова. — М., 2002.
  4. Дворниченко, А.Ю., Тот, Ю.В., Ходяков, М.В. История России. Учебник. 2—е издание. — М., 2010.
  5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца XX в. — М., 2001.
  6. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. — М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010.
  7. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Керова. — М.: Астрель, 2013.
  8. Новиков, С.В. Всеобщая история. — М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012.
  9. Орлов, А. С. История России. — М.: Проспект, 2015.
  10. Савинова, Е. Н. Правители России. От Рюрика до Николая II. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.
  11. Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность. — М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

  1. Административные реформы в России: история и современность. — М.: РОССПЭН, 2006.
  2. Алексеев, Ю. Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. — М.: Мысль, 1992.
  3. Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988.
  4. Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
  5. Анисимов, Е. В. Московское царство. Середина XVI-XVII век. — СПб.: Норинт, 2000.
  6. Борисов, Н. С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). — М.: Изд-во Московского университета, 1999.
  7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: история Великой Победы / В. А. Золотарев [и др.]. — М.: Animil Fortitudo, 2005.
  8. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки: в 4 кн. — М., 1995-1999.
  9. Вилинбахов, Г. В. Государственный герб России. 500 лет. — СПб.: Славия, 1997.
  10. Верт, Н. История Советского государства. — М.: Академия, 1992.
  11. Власов, Ю. Н. Государство и право Киевской Руси: Становление политико-правовых отношений (VI–XIII вв.). — М.: Юрайт, 1999.
  12. Горский, А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
  13. Государственная Дума в России, 1906-1917. — СПб.: Лики России, 2006.
  14. Государственность России: идеи, люди, символы / сост., науч. ред. Р. Г. Пихоя. — М.: РОССПЭН, 2008.
  15. Громова, И. А. Церемония царского дома. — М.: Дрофа-Плюс, 2008.
  16. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Мысль, 1989.
  17. Данилевский, И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
  18. Елисеев, Г. А. Смута и бунташный век. — М.: Вече, 2010.
  19. Иловайский, Д. И. Царская Русь: московско-царский период: первая половина или XVI век. — М.: АСТ-Астрель, 2008.
  20. История политических партий в России. — М.: Высшая школа, 1994.
  21. Карамзин, Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  22. Ключевский, В. О. Боярская Дума Древней Руси. — М.: Ладомир, 1994.
  23. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1991.
  24. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  25. Ключевский, В. О. О государственности в России. — М.: Мысль, 2003.
  26. Коржшина, Т. П. Советское государство и учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1941 г. — М.: Юрист, 1994.
  27. Краснов, Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. — М.: Изд. Гос. Думы, 2001.
  28. Кривошеев, Ю.В., Соколов, Р.А. Александр Невский: эпоха и память. Исторические очерки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.
  29. Медушевский, А. Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. — М.: Текст, 1994.
  30. Насонов, А. Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. — СПб.: Наука, 2002.
  31. От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности / под ред. В. А. Садовничего. — СПб.: Алетейя, 2013.
  32. Пашков, Б. Г. Русь — Россия — Российская империя: Хроника правлений и событий 862-1917 гг. — М.: ЦентрКом, 1997.
  33. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. — М.: Памятники исторической мысли, 1994.
  34. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: ACT: Хранитель, 2007.
  35. Ратьковский, И. С., Ходяков, М. В. История Советской России. СПб.: Лань, 2001.
  36. Российская государственность. Опыт 1150-летней истории. — М.: Институт российской истории РАН, 2013.
  37. Рыбаков, Б. И. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII века. — М.: Академический проект, 2014.
  38. Скрынников, Р. Г. История российская. IX — XVII вв. — М.: Весь мир, 1997.
  39. Скрынников, Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». — М.:Мысль, 1985.
  40. Соловьев, С М. История России с древнейших времен. — М.: Эксмо, 2009.
  41. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность. — М.: РОССПЭН, 2010.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.