Предметы

Олимпиада школьников СПбГУ «Планета Земля»

Междисциплинарная естественнонаучная олимпиада, основная цель которой — популяризация естественных наук, в частности наук о Земле, среди школьников, поиск и поддержка наиболее подготовленных и талантливых учащихся, увлекающихся различными отраслями знаний, связанными с планетой Земля. Задания комплексной Олимпиады «Планета Земля» направлены на выявление знаний о физическом строении нашей планеты, строении её географических оболочек и процессах, протекающих в них, а также роли Человека.

Тематика Олимпиады соответствует комплексу предметов, необходимых для поступления на образовательные программы, связанные с науками о Земле; это предметы: география, химия, физика.

От участников Олимпиады потребуются знания в различных областях. Так, например, в Географической области тематика заданий может быть связана с такими направлениями как: геология и палеонтология, физическая география, гидрометеорология, геоэкология, картография. Предмет Химия связан с геологической и экологической тематикой, а задания отражают разделы: минералогия, кристаллография, геохимия, экология (токсикология). Олимпиадные задания, относящиеся к предмету Физика, связаны с такими направлениями, как геофизика и физика сред.

Участвуют учащиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Безруков А. М., Пивоварова Г. П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М., 2006.
  • Березовская А. О., Глушкова А. Д., Коваленко С. Н. Геологические понятия в школьном курсе географии. 2003. 87 с.
  • Бетехтин А.Г. Курс минералогии, Изд. КДУ, 2023.
  • Богословский В.А., Жигалин А.Д., Хмелевской В.К. Экологическая геофизика: Учеб. пособ. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 256 с.
  • Геофизические методы поисков и разведки / Л.М. Горбунова, В.П. Захаров, В.С. Музылев, Н.М. Онин, — Л.: Недра, 1982. 304 с.
  • Большой иллюстрированный атлас мира. Большой атлас мира. М., 2017.
  • Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
  • Бродский А.К. Общая экология. Учебник, Изд. «Академия» М. 2010.
  • Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы", Изд. Центрполиграф, 2009 г.
  • Булах А. Г. Минералогия, Изд. Академия, 2011.
  • Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
  • Геохимия окружающей среды /Сает Ю.Е. и др./ М. Недра. 1990.
  • Еськов К.Ю. История земли и жизни на ней. М. 2008.
  • Киселев Г. Н., Бродский А. К., Попов А. В., Янин Б. Т., Снигиревский С. М., 2005. Общая палеоэкология с основами экологии. Учебное пособие. Изд. 3-е, доп. СПб, 148 с.
  • Короновский Н. В. Земля. Метеориты, вулканы, землятресения. 2014.
  • Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А. Историческая геология// Академия, Москва, 2008 г., 464 стр.
  • Обручев В. А. Занимательная геология. 1965.
  • Одум Ю. Экология — М. 1986 г.
  • Прозоровский В.А. Общая стратиграфия. М.: Академия, 2010. 208 с.
  • Серебряков А. Экологическая геология. Учебник. ИНФРА-М, 2021.
  • Ферсман А.Е. Занимательная минералогия, Изд. RUGRAM 2022.
  • Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / под ред. Пашканга К. В. М., 1995.
  • Холина Н. В., Наумов А. С., Радионова И. А. Атлас. География. Углубленный уровень. М., 2016.
  • Чернова В. Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.
  • Экономическая и социальная география России. География отраслей народного хозяйства России: учебник для вузов / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой. М., 2013.
  • Экономическая и социальная география России: География экономических районов России: учебник / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой М., 2017.
  • Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / сост. В. Г. Карпов. М., 1981.
  • Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Олимпиада школьников СПбГУ «Философия. Этика. Религиоведение»

Группа дисциплин «Философия. Этика. Религиоведение» направлена на внутреннее изучение того мира, в котором живет и действует человек, всей совокупности и взаимосвязи актуальных проблем современности. Эти науки вносят существенное дополнение в естественнонаучную картину мира, существующего вне, до и, во многом, независимо от общества, приглашают к рациональному размышлению о природе человечества, целях и фундаментальных границах нашего существования.

Основная задача олимпиады — поиск талантливых, увлечённых наукой молодых людей, готовых к серьезному исследованию дискуссионных вопросов, связанных с современными общественными явлениями и процессами, требующих хорошей гуманитарной подготовки, детального осмысления и методологической проработки.

Успешное участие в Олимпиаде откроет для школьников путь к обучению на ведущих социогуманитарных образовательных программах СПбГУ и других престижных университетов России.

Участвуют учащиеся 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Обществознание: учеб.: в 3 т. / Под общ. ред. М. В. Пашкова. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2021. Т.1: Человек и общество. — 272 с. Т.2: Духовная и экономическая сферы жизни общества
  • Обществознание: методические указания / Под ред. Алейникова А. В., Пашкова М. В., Миронова Д. В. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Обществознание: учеб.-метод. пособие / Под ред. Алейникова А. В., Пашкова М. В., Миронова Д. В. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018
  • Пигров К. С. Социальная философия: учебник для гуманит. вузов — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005
  • История русской философии: учебное пособие / Под общ. ред. Замалеева А. Ф.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. Косых М. П. Этика. Учебно-методические материалы. СПб.: Философский факультет СПбГУ, 2015
  • Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. М. Шахнович — СПб.: Питер, 2012

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ «Математическое моделирование и искусственный интеллект»

Олимпиада школьников СПбГУ «Математическое моделирование и искусственный интеллект» впервые проводится в 2022-2023 учебном году.

Она ориентирована на школьников, предполагающих получение профессионального образования в области математических и информационных технологий, и соответствует основным направлениям научно-технического и технологического развития Российской Федерации.

Целью Олимпиады является выявление у школьников интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих решать серьезные задачи в области прикладной математики, технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных.

Для успешного участия в олимпиаде необходима системная подготовка в области математики, информатики и программирования, а также способность логически мыслить и решать нестандартные задачи как аналитически, так и с помощью программных средств. Олимпиада проводится Факультетом прикладной математики-процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета.

Участвуют учащиеся 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

Моделирование и алгоритмы

  • Поляков К. Ю., Еремин Е. А., Информатика. Учебник для 9 класса, Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Поляков К. Ю., Еремин Е. А., Информатика. Учебник для 10 класса: в 2 ч. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Поляков К. Ю., Еремин Е. А., Информатика. Учебник для 11 класса: в 2 ч. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн., Алгоритмы: построение и анализ, Вильямс, 2013 год
  • Левитин А., Алгоритмы: введение в разработку и анализ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006 Левитин А., Левитина М. Алгоритмические головоломки. М.: ЛБЗ, 2020 год
  • Бхаргава А., Грокаем алгоритмы. СПб.: Питер, 2022 год
  • Генералов Г. М., Математическое моделирование. 10-11 классы. Учебное пособие, 2021

Машинное обучение и искусственный интеллект:

  • Ясницкий Л. Н., Интеллектуальные системы, Лаборатория знаний, 2016
  • Траск Э., Грокаем глубокое обучение. СПб.: Питер, 2019 год
  • Тарик Р., Создаем нейронную сеть. М.: Вильямс, 2018 год
  • Рассел Ст., Норвиг П., Искусственный интеллект: современный подход, Т. 1, 2, 3. Диалектика-Вильямс, 2021

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Олимпиада школьников СПбГУ по психологии

Психология — новое направление Олимпиады школьников СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет проводит Олимпиаду по психологии совместно с Институтом психологии Российской Академии Наук. В состав Методической комиссии и Жюри приглашены ведущие ученые и преподаватели СПбГУ и ИП РАН.

Целью Олимпиады школьников СПбГУ по психологии является распространение и популяризация достижений психологической науки, развитие интереса школьников к обучению на образовательных программах в области психологии и смежных социогуманитарных наук, а также отбор и поощрение наиболее талантливых старшеклассников, способных работать с большими объемами информации, рассуждать, оперируя знаниями, выходящими за рамки школьной программы, и решать нетривиальные задачи.

Участие в Олимпиаде подразумевает знание старшеклассниками основных отраслей психологической науки, психических процессов и механизмов функционирования психики, основных направлений научных исследований в области психологии: основ общей, экспериментальной, социальной, политической, семейной психологии.

Участвуют учащиеся 9, 10, 11 классов.

Рекомендованная литература

  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001 г.
  • Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — М.: Мир, 1992
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / ред.-сост.: М. В. Фаликман, В. Ф. Спиридонов. — М.: Языки славянских культур, 2012
  • Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2012 г.
  • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2000
  • Занковский А. Н. Организационная психология: учебное пособие. — М.: Флинта: МПСИ, 2000
  • Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009
  • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Директ-Медиа, 2008
  • Платонов К. К. Занимательная психология. — СПб.: Питер Пресс, 1997
  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2012
  • Франкл В. Сказать жизни: «Да!». Психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2012
  • Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — М.: Юрайт, 2019
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования, применение). — СПб.: Питер Пресс 1997. 608 с.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.