Олимпиада школьников СПбГУ по истории

Главная задача олимпиады — поиск юных талантов, увлеченных наукой, творчеством, склонных к исследовательской деятельности и получающих удовольствие от обучения, стремящихся стать успешными студентами, а в будущем — настоящими профессионалами своего дела. Олимпиада отличается от других форм проверки знаний, умений и навыков своим образовательным и культурно-воспитательным потенциалом. Внимательное знакомство с формулировками заданий, методикой их выполнения, общими рекомендациями по подготовке к соревнованию, с одной стороны, способствует формированию компетентного подхода к выбранному предмету, а с другой — усиливает заинтересованность, азарт, творческие навыки.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по истории впервые была проведена в 2006/2007 учебном году. Главной задачей для организаторов Олимпиады стал поиск талантливых школьников, интересующихся историей. Для этого с каждым годом совершенствовалась система учебно-методического сопровождения Олимпиады, разрабатывались разные типы заданий, направленные на развитие творческого потенциала участников. Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, а затем, в 2011/2012 учебном году Олимпиаде по истории был присвоен высший I уровень.

Важнейшей особенностью Олимпиады школьников СПБГУ по истории является дифференцированный подход к составлению заданий для разных возрастных групп учащихся. Так, методическая комиссия разрабатывает задания отдельно для 6-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Содержание заданий в каждой группе охватывает весь материал школьного курса истории, но акцент делается на материале, изучаемом или уже изученном участником Олимпиады:

6-7 классы. Задания строятся на материале, изучаемом в 5-7 классах, т.е. охватывают историю Древнего мира, историю Средних веков и Возрождения, а также историю Нового времени до 1789 года. Задания по отечественной истории отсылают к событиям, начиная с древнейших времен до 1796 года, при этом могут быть включены и задания, требующие знания важнейших событий истории России более позднего периода, таких, например, как Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, Великая Отечественная война.

8-9 классы. Задания хронологически охватывают период с древнейших времен до 1945 года и связаны с событиями и процессами отечественной истории, а также с событиями всемирной истории, которые имели отношение или оказали влияние на отечественную историю (например, Великая Французская революция, объединение Германии и т.п.). В данной возрастной группе задания связаны в основном с политической историей или с историей русской культуры.

10-11 класс. Задания для этой возрастной группы отсылают к наиболее сложным событиям, явлениям, процессам отечественной и мировой истории. Участнику олимпиады недостаточно знать ключевые события, он должен продемонстрировать знания и умения, которые можно приобрести, углубленно и последовательно изучая историю. Хронологические рамки охватывают период с древнейших времен до конца XX века. Вопросы, связанные с экономическими, геополитическими, социальными и культурными процессами, занимают главное место.

Участвуют учащиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.

1 уровень олимпиады

Это Олимпиада, в которой на протяжении двух и более лет принимает участие не менее 3 тысяч обучающихся из двадцати и более субъектов России

Методические материалы

В разделе можно скачать сборники задач за прошлые годы, найти ссылки на методические издания и другие материалы, которые помогут подготовиться к олимпиаде.

Перейти

Рекомендованная литература

Методические рекомендации

  1. Беседина Е. А., Буркова Т. В., Даудов А. Х. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен. Научные материалы участников Международной научно-практической конференции. 2014. С. 66-71.
  2. Семёнов В. В. Актуальные вопросы довузовской подготовки школьников в области исторической науки (на основе анализа материалов олимпиады школьников и подготовительных курсов) // 2012 год — год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 41-47.
  3. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Прошлое страны в мемориальных досках: задания Олимпиады школьников по истории // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 40-42.
  4. Беседина Е. А., Буркова Т. В. Публичная история в вопросах университетской олимпиады (Олимпиада СПбГУ по истории для школьников) // Кубанские исторические чтения. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 143-150.

Учебники

  1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2015.
  2. Алексашкина, Л.Н. Всеобщая история. XX — начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2012.
  3. Арсентьев, К М. История России. 9 класс: в 2 ч. / под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Борисов, К С. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1.: История России с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  5. Буганов, В. И. История России. Конец XVII-XIX век: учеб. 10 класс. Углубленный уровень / под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2012.
  6. Вигасин, А.А., Годер, И.В., Свенцицская, И.С. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2014.
  7. Волобуев, О. В. История России. 11 класс.: учеб. Углубленный уровень: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  8. Горинов, М. М. История России. 10 класс: в 3 ч. — М.: Просвещение, 2016.
  9. Данилов, А. А. История России. 10 класс: в 2 кн. — М.: Просвещение, 2013.
  10. Данилов, А. А. История России. 9 класс. — М.: Просвещение, 2013.
  11. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Конец XIX — начало XXI в. Учебник для 11 класса: Для общеобразовательных учреждений. — М.: Рус. слово, 2013.
  12. Загладин, Я В. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Углубленный уровень. — М.: Русское слово, 2012.
  13. Измозик, В.С., Рудник, С.Н. История России. 11 кл. 2-е изд., доработ. и доп. — М.: 2013.
  14. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  15. Искендеров, А.А. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  16. Искендеров, А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
  17. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный и базовый уровни / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Просвещение, 2011.
  18. Левандовский, А. А. История России. 10 класс. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2: История России XVIII — XIX веков / под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2015.
  19. Левандовский, А. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2015.
  20. Павленко, Н. И. История России. 10 класс. Углубленный уровень: учеб.: в 2 ч. — М.: Дрофа, 2014.
  21. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. 10 класс: в 2 ч. — М.: Русское слово, 2013.
  22. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. — М.: Просвещение, 2014.
  23. Шестаков, В. А. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. — М.: Просвещение, 2014.

Учебные пособия

  1. Великие государственные деятели России [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. С. Киселева. — М.: Владос, 1996.
  2. Голиков, А. Г. Методика работы с историческими источниками / под ред. проф. А. Г. Голикова. — М.: Академия, 2014.
  3. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : Учеб. пособие / под ред. проф. И.Я. Фроянова. — М., 2002.
  4. Дворниченко, А.Ю., Тот, Ю.В., Ходяков, М.В. История России. Учебник. 2—е издание. — М., 2010.
  5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца XX в. — М., 2001.
  6. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. — М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010.
  7. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Керова. — М.: Астрель, 2013.
  8. Новиков, С.В. Всеобщая история. — М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012.
  9. Орлов, А. С. История России. — М.: Проспект, 2015.
  10. Савинова, Е. Н. Правители России. От Рюрика до Николая II. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.
  11. Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность. — М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

  1. Административные реформы в России: история и современность. — М.: РОССПЭН, 2006.
  2. Алексеев, Ю. Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. — М.: Мысль, 1992.
  3. Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988.
  4. Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
  5. Анисимов, Е. В. Московское царство. Середина XVI-XVII век. — СПб.: Норинт, 2000.
  6. Борисов, Н. С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). — М.: Изд-во Московского университета, 1999.
  7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: история Великой Победы / В. А. Золотарев [и др.]. — М.: Animil Fortitudo, 2005.
  8. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки: в 4 кн. — М., 1995-1999.
  9. Вилинбахов, Г. В. Государственный герб России. 500 лет. — СПб.: Славия, 1997.
  10. Верт, Н. История Советского государства. — М.: Академия, 1992.
  11. Власов, Ю. Н. Государство и право Киевской Руси: Становление политико-правовых отношений (VI–XIII вв.). — М.: Юрайт, 1999.
  12. Горский, А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
  13. Государственная Дума в России, 1906-1917. — СПб.: Лики России, 2006.
  14. Государственность России: идеи, люди, символы / сост., науч. ред. Р. Г. Пихоя. — М.: РОССПЭН, 2008.
  15. Громова, И. А. Церемония царского дома. — М.: Дрофа-Плюс, 2008.
  16. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Мысль, 1989.
  17. Данилевский, И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
  18. Елисеев, Г. А. Смута и бунташный век. — М.: Вече, 2010.
  19. Иловайский, Д. И. Царская Русь: московско-царский период: первая половина или XVI век. — М.: АСТ-Астрель, 2008.
  20. История политических партий в России. — М.: Высшая школа, 1994.
  21. Карамзин, Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  22. Ключевский, В. О. Боярская Дума Древней Руси. — М.: Ладомир, 1994.
  23. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1991.
  24. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2009.
  25. Ключевский, В. О. О государственности в России. — М.: Мысль, 2003.
  26. Коржшина, Т. П. Советское государство и учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1941 г. — М.: Юрист, 1994.
  27. Краснов, Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. — М.: Изд. Гос. Думы, 2001.
  28. Кривошеев, Ю.В., Соколов, Р.А. Александр Невский: эпоха и память. Исторические очерки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.
  29. Медушевский, А. Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. — М.: Текст, 1994.
  30. Насонов, А. Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. — СПб.: Наука, 2002.
  31. От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности / под ред. В. А. Садовничего. — СПб.: Алетейя, 2013.
  32. Пашков, Б. Г. Русь — Россия — Российская империя: Хроника правлений и событий 862-1917 гг. — М.: ЦентрКом, 1997.
  33. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. — М.: Памятники исторической мысли, 1994.
  34. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: ACT: Хранитель, 2007.
  35. Ратьковский, И. С., Ходяков, М. В. История Советской России. СПб.: Лань, 2001.
  36. Российская государственность. Опыт 1150-летней истории. — М.: Институт российской истории РАН, 2013.
  37. Рыбаков, Б. И. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII века. — М.: Академический проект, 2014.
  38. Скрынников, Р. Г. История российская. IX — XVII вв. — М.: Весь мир, 1997.
  39. Скрынников, Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». — М.:Мысль, 1985.
  40. Соловьев, С М. История России с древнейших времен. — М.: Эксмо, 2009.
  41. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность. — М.: РОССПЭН, 2010.

Контакты

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.